Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 августа 2006 г. N А66-4375/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургский Телепорт" Жемчуговой И.Ю. (доверенность от 04.10.05 N 653), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Алексеенко Е.О. (доверенность от 21.03.06 N 04-70),
рассмотрев 22.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение от 13.09.05 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 17.05.06 (судьи Рощина С.Е., Белов О.В., Пугачев А.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4375/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургский Телепорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области; далее - инспекция), выразившегося в невозврате 49 469 руб. 59 коп. излишне уплаченного налога на прибыль и об обязании инспекции возвратить обществу указанную сумму налога, а также о взыскании процентов за невозврат 1 500 руб. 58 коп. налога за период с 24.01.05 по 18.04.05.
Решением суда от 13.09.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.06, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и вынести по делу новое решение.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.11.01 общество встало на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции N 4 по Пролетарскому району Тверской области, по месту нахождения обособленного подразделения Линейно-эксплуатационной бригады N 22 (далее - ЛЭБ N 22). Общество 28.02.02 обратилось в инспекцию с заявлением о снятии его с учета в связи с закрытием обособленного подразделения. Налогоплательщик 25.03.02 снят с налогового учета по месту нахождения обособленного подразделения.
Общество 18.05.02 перечислило налог на прибыль за IV квартал 2001 года в сумме 94 997 руб. и 24 999 руб. (платежные поручения от 18.05.02 N 448 и 449).
В связи с выявленными ошибками прошлых лет налогоплательщик 13.08.03 подал в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2001 год, в которой указал к уменьшению 10 711 руб. налога в местный бюджет и 40 704 руб. - в бюджет субъекта.
Общество 13.08.03 и 23.12.04 обращалось в налоговый орган с заявлением о возврате образовавшейся переплаты налога на прибыль. Инспекция 24.02.05 сообщила заявителю о том, что структурное подразделение 25.03.02 снято с налогового учета.
Общество обжаловало бездействие инспекции в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Из письма Министерства по налогам и сборам России от 15.09.04 N 02-3-07/151@ "О представлении уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль по месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений организаций" следует, что уточненная налоговая декларация подается налогоплательщиком в тот налоговый орган, где на момент сдачи первичной налоговой декларации состоял на учете налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация), имеющий в своем составе структурное подразделение.
В соответствии со статьей 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В письме от 12.09.05 N 03-03-04/1/346 Министерство финансов Российской Федерации подтвердило правомерность позиции относительно представления уточненных деклараций по налогу на прибыль по месту нахождения ликвидированного подразделения, изложенную в письме Министерства по налогам и сборам России от 15.09.04 N 02-3-07/151@.
В пункте 7 статьи 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из приказа Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.02 N БГ-3-10/411 следует, что в случае наличия переплаты региональных и местных налогов, в полном объеме зачисляемых в доходы бюджетов Российской Федерации и местные бюджеты, суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов подлежат возврату соответственно из бюджетов субъектов и местных бюджетов по предыдущему месту учета налогоплательщика.
Таким образом, в данном случае общество правильно подало уточненную декларацию по налогу на прибыль вместе с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по предыдущему месту учета. Однако инспекция уклонилась от проверки уточненной декларации, ссылаясь на то, что заявитель снят с налогового учета.
Сверка расчетов, назначенная судом, сторонами также не проведена. Следовательно, реальная сумма излишне уплаченного налога на прибыль не установлена.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, не проверив обоснованность требований заявителя в части суммы налога, подлежащей возврату, и начисленных им на основании пункта 9 статьи 78 НК РФ процентов.
Кассационная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо обязать стороны провести сверку расчетов, оценить доводы и доказательства налогового органа и налогоплательщика, определить сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную инспекцией в установленный законом срок, и с учетом обстоятельств дела принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.06 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4375/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тверской области.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2006 г. N А66-4375/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника