Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Щербаковой Ю.А, Корпачевой Е.С, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-49/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействительным решения областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" от 10 января 2022 года N 06.01-22/5 и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости
по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом Курской области на решение Курского областного суда от 29 августа 2022 года, которым административный иск удовлетворен в части.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, объяснения административного истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Курский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения предмета заявленных требований) просил признать незаконным решение областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" (далее также - ОБУ "ЦГКО КО") от 15 февраля 2022 года N 06.01-22/221, которым возвращено без рассмотрения его заявление об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 17 декабря 2019 года; установить архивную кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 46 397 000 рублей; внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости на период с 17 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Решением Курского областного суда от 29 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения ОБУ "ЦГКО КО" от 15 февраля 2022 года N 06.01-22/221 отказано. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 825 871 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 17 декабря 2019 года в размере 46 397 000 рублей. Указано, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в период с 17 декабря 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом Курской области просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что на территории Курской области с 1 января 2021 года полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ОБУ "ЦГКО КО", решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Учитывая, что, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на указанную административным истцом дату с 1 января 2021 года утрачена, полагает, что требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 17 декабря 2019 года, удовлетворению не подлежат.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступало.
Административные ответчики администрация Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области, ОБУ "ЦГКО КО", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Курской области (далее также - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"), заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, администрация Городновского сельсовета Железногороского района, о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, по вызову суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили. От администрации Городновского сельсовета Железногороского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из представленных доказательств, ФИО1 с 17 декабря 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 825 871 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства.
17 декабря 2019 года в соответствии с порядком, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" определена кадастровая стоимость вышепоименованного земельного участка в размере 94 545 712, 08 рублей.
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24 ноября 2021 года N 01.01-17/1159 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Курской области по состоянию на 1 января 2021 года.
Вышеприведенным решением утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 83 644 214, 88 рублей, которая применяется с 1 января 2022 года.
В силу положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.Результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности административного истца, в связи с этим, он вправе обратиться с административным иском в суд.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением администрации Курской области от 25 ноября 2020 года N 1186-па на территории Курской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Следовательно, с указанной даты на территории Курской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Распоряжением администрации Курской области от 13 декабря 2016 года N 442-ра "О создании бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" полномочия, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, возложены на областное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Курской области".
14 февраля 2022 года ФИО1 обратился в ОБУ "ЦГКО КО" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 50 006 500 рублей по состоянию на 17 декабря 2019 года, представив отчет об оценке N 332/1-11-01 от 28 декабря 2021 года, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью фирма "Агро Плюс" ФИО5
Письмом ОБУ "ЦГКО КО" от 15 февраля 2022 года за N 06.01 -22/221, поданное заявление возвращено ФИО1 без рассмотрения по существу, со ссылкой на положения пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Исходя из положений пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, следовательно, у ОБУ "ЦГКО КО" имелись предусмотренные законом основания для возврата без рассмотрения заявления ФИО1 об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения, с учетом распоряжения администрации Курской области от 13 декабря 2016 года N 442-ра "О создании бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение принято компетентным органом, с соблюдением порядка и процедуры его принятия, поскольку одним из основных видов деятельности бюджетного учреждения является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Проверяя обоснованность выводов, содержащихся в отчете оценщика, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу на предмет определения соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату его оценки. Проведение судебной оценочной экспертизы поручено частнопрактикующему оценщику ФИО6
Согласно заключению эксперта от 4 августа 2022 года N Т10/06-22 отчёт об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартом оценки (ФСО) N 1, N 3, N 7. Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 17 декабря 2019 года составляет 46 397 000 рублей.
Давая оценку заключению эксперта от 4 августа 2022 года N Т10/06-22, суд первой инстанции исходил из того, что оно содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом сравнительного подхода, позволяют определить рыночную стоимость земельного участка по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации, экспертом в заключении даны исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы.
Заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Судебная коллегия находит изложенные в решении выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что содержание оспариваемого решения бюджетного учреждения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения ОБУ "ЦГКО КО" от 15 февраля 2022 года N 06.01-22/221 и установилкадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта.
Приводимый в апелляционной жалобе довод, что исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на указанную административным истцом дату с 1 января 2021 года утрачена, противоречит положениям части 3 статьи 245 КАС РФ, разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
Сам по себе факт внесения результатов проведения новой государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости в рассматриваемом случае не свидетельствует об утрате административным истцом права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов предыдущей кадастровой стоимости при условии сохранения за ним права на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения.
Такое право административным истцом не утрачено, поскольку в производстве Хамовнического районного суда города Москвы имеется спор по административному иску МИФНС России N 3 по Курской области к Планову М.Ю. о взыскании недоимки по земельному налогу.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Курской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.