Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах Администрации муниципального образования город Новороссийск на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 29 ноября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года Администрация муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2 просит судебные акты в отношении Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что управление жилого дома, который является объектом культурного наследия осуществляет ТСЖ " "данные изъяты"" и бремя содержания имущества, а так же ответственность по возмещению ущерба лежит на ТСЖ на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ N. Обращает внимание, что администрация муниципального образования города Новороссийска является собственником "адрес", при этом остальные 19 квартир и 6 нежилых помещений находятся в собственности физических и юридических лиц. Полагает, что администрация муниципального образования город Новороссийск не является лицом, ответственным за исполнение требований охранного обязательства в отношении указанного объекта культурного наследия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (преамбула, статьи 1 и 33).
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
Охранная зона объекта культурного наследия - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Положения части 1 статьи 48 Закона от 25 июня 2002 года предусматривают, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 1 статьи 61 Закона от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как следует установлено нижестоящими судами и следует из материалов дела объект культурного наследия регионального значения " "данные изъяты" ФИО3, "данные изъяты" "адрес" "данные изъяты"" ("адрес", лит. А) является многоквартирным жилым домом с нежилыми помещениями. Собственником "адрес" указанном доме является администрация муниципального образования г. Новороссийск.
Согласно плану работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству прилегающей территории, предусмотренному охранным обязательством, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, обязаны провести комплекс противоаварийных работ в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия не позднее 1 квартала 2021 года, то есть до 1 апреля 2021 года.
Проектная документация в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края не предоставлена, работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 18 июня 2021 года должностным лицом отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в отношении Администрации муниципального образования город Новороссийск протокола об административном правонарушении и привлечения указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
В рамках исполнения обязанностей собственника по капитальному ремонту администрацией муниципального образования город Новороссийск ежемесячно оплачиваются взносы на капитальный ремонт МКД, также с целью определения первоочередного вида работ по капитальному ремонту специалистом НУО " "адрес"вой фонд капитального ремонта МКД" совместно с представителями МКУ "Управление ЖКХ города" и "данные изъяты"" проведено обследование дома, первоочередным видом работ был определен капитальный ремонт фасада (копия акта прилагается). Региональной программой капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N) установлен плановый период проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома - 2017 - 2019 годы. Однако до настоящего времени капитальный ремонт дома не произведен.
Согласно пункта 3.3 Порядка формирования и утверждения краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на 2014 - 2018, утвержденного приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27.04.2018 N 150, многоквартирные дома, плановый период выполнения работ по капитальному ремонту в которых истек, однако такие работы не включены в утвержденный краткосрочный план капитального ремонта, рассматриваются при формировании краткосрочных планов капитального ремонта на последующие этапы.
Для формирования краткосрочного плана капитального ремонта 2021 года региональным оператором был доведен лимит денежных средств для указанного многоквартирного дома в размере 2 044 844, 33 руб, из них:
- размер фонда капитального ремонта МКД - 181 973, 05 руб.;
- прогнозируемый объем поступления взносов на капитальный ремонт по МКД - 33 727, 25 руб.;
максимальный размер заимствованных средств по МКД - 1 829 144, 03 руб.
Стоимость работ по капитальному ремонту фасада объекта культурного наследия (включая разработку научно - проектной документации, проверку сметной стоимости и услуги по строительному контролю) составила 13 628 686, 60 руб, то есть лимит финансирования МКД меньше, чем необходимый размер финансирования первоочередного вида работ по капитальному ремонту.
Для формирования краткосрочного плана капитального ремонта 2022 года региональным оператором был доведен лимит денежных средств для указанного многоквартирного дома в размере 2 220 144, 37 руб, из них:
- размер фонда капитального ремонта МКД - 260 321, 01 руб.;
- прогнозируемый объем поступления взносов на капитальный ремонт по МКД - 38 794, 96 руб.;
- максимальный размер заимствованных средств по МКД - 1 921 028, 39 руб.
Данный лимит средств также не позволяет проведение капитального ремонта.
При рассмотрении дела судом не учтено, что в отношении юридического лица - ТСЖ "данные изъяты" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановлением государственной жилищной инспекции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ названное юридическое лицо признано виновным в совершении указанного административного правонарушения. В связи с выявленными нарушениями Государственной жилищной инспекцией "адрес" ТСЖ "данные изъяты"" выданы предписания об их устранении от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением вышеуказанных предписаний решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу N бездействие ТСЖ " "данные изъяты"" признано незаконным, установлена обязанность ТСЖ " "данные изъяты"" выполнить требования, содержащиеся в данных предписаниях.
Вместе с тем, признавая администрацию муниципального образования "адрес" виновной судья районного суда не учел, что указанное юридическое лицо является собственником одной "адрес" многоэтажном жилом доме, обязательство по выполнению комплекса противоаварийных работ в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия, а так же предоставлению проектной документации, в соответствии с охранным обязательством собственника или иного законного владельца, утвержденного приказом администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ2 года лежало на всех собственниках жилых и нежилых помещений, расположенном в объекте культурного наследия.
Признавая Администрацию муниципального образования город Новороссийск виновной судом не разграничена административная ответственность, при этом возложение обязанности по исполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия на одного из собственников объекта культурного наследия не соответствует положениям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Между тем, при рассмотрении дела и жалобы на вынесенное по делу постановление, изложенные выше обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях в ходе привлечения Администрации муниципального образования город Новороссийск к административной ответственности, должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
Допущенные судьями нижестоящих инстанций нарушения, процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 29 ноября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края нельзя признать законными и они подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Александровской Е.И, действующей в интересах Администрации муниципального образования город Новороссийск удовлетворить частично.
Постановление судьи Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 29 ноября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.