Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу начальника Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее по тексту Миллеровский межрайонный отдел управления государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области) Абакумова А.В. на вступившие в законную силу решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 04 августа 2021 года и решение Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора Тацинского района Ростовской области от 22 апреля 2021 года в отношении должностного лица-главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района Месенжиновой Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды - Начальника Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области от 22 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района Месенжиновой Е.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Тацинского района Ростовской области подал протест в Белокалитвинский городской суд Ростовской области.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 04 августа 2021 года протест прокурора был удовлетворен, постановление старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды от 22 июня 2021 года отменено, дело возвращено в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области на новое рассмотрение.
Решением Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции Начальник Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области просит указанные процессуальные акты отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица-главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района Месенжиновой Е.В. к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями
Пункт 1 статьи 13.4 названного закона допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно материалам дела, на момент проведения проверки прокуратурой Тацинского района Ростовской области 21 апреля 2021 года в нарушение указанных выше положений законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено размещение отходов производства и потребления на земельных участках, которые не являются местами размещения, накопления и хранения твердых коммунальных отходов, отведенными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором Тацинского района Ростовской области в отношении должностного лица-главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района Месенжиновой Е.В. дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в отношении главы администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района - Месенжиновой Е.В. в виду отсутствия состава административного правонарушения, должностное лицо административного органа указал, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящих в несоблюдении экологический и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления, и в качестве субъектов такого рода правонарушений могут выступать юридические лица, непосредственно осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
На этом основании административный орган пришел к выводу, что администрация Верхнеобливского сельского поселения непосредственной хозяйственной деятельности по обращению с отходами не осуществляет и не может быть субъектом правонарушения.
Судья Белокалитвинского городского суда и согласившийся с ним судья Ростовского областного суда с указанными выводами не согласились полагая, что административным органом при принятии решения не учтено, что земельный участок, на котором расположены отходы: "адрес", находится примерно в 2, 0 км от ориентира по направлению на северо-запад, с кадастровым номером N, площадью 2500 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения принадлежит Верхнеобливскому сельскому поселению на праве постоянного (бессрочного) пользования, что указывает на владение и распоряжение указанным земельным участком администрации Верхнеобливского сельского поселения.
В обоснование принятого решения указал, что согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы, предусмотренных ч. 1 ст.14 вышеуказанного Закона. В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Областного закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ NC "О местном самоуправлении в "адрес"" к вопросам местного значения сельского поселения на территории "адрес" отнесены вопросы, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанные положения так же закреплены в Уставе Верхнеобливского сельского поселения.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вывод старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Месенжиновой Е.В. не основан на всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.
На момент возвращения дела на новое рассмотрение срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 04 августа 2021 года и решение Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица-главы Администрации Верхнеобливского сельского поселения Тацинского района Месенжиновой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.