Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кытмановой Т.Н, поступившую в суд первой инстанции 10 октября 2022 года, на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кытманова А.С. к администрации Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области о признании незаконным отмену постановления N 233 от 11 ноября 2021 года и обязании внести изменения и по административному исковому заявлению Кытмановой Т.Н. к администрации Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области о признании незаконным постановления N 249 от 08 декабря 2021 года и обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кытманов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области о признании незаконным отмену постановления N 233 от 11 ноября 2021 года и обязании внести изменения.
Кытманова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области о признании незаконным постановления N 249 от 08 декабря 2021 года и обязании поставить на учет.
Решением Усть-Донецкого районного суда от 01 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Кытманову А.С, Кытмановой Т.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2022 года решение Усть-Донецкого районного суда от 01 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кытманова Т.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Кытмановой Т.Н. удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно подпунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно пункту 1 статьи 8.2 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.
Указанным в пункте 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Областного закона (пункт 3 статьи 8.2 настоящего Областного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 8.3 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС граждане, указанные в пункте 1 статьи 8.2 настоящего Областного закона и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также граждане, указанные в пункте 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона, направляют в уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения по месту их жительства заявление о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность. В заявлении гражданин дает обязательство сообщить в уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения об изменении обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств и представить подтверждающие указанные обстоятельства документы. Форма заявления устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. К указанному заявлению прилагаются копии документов с предъявлением их подлинников или только заверенные в установленном порядке копии документов, перечень которых приведен в настоящем пункте.
Уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения в течение месяца после дня получения всех необходимых документов осуществляет проверку оснований для принятия на учет гражданина и ставит его на учет или отказывает ему в этом (пункт 6 статьи 8.3 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС).
Из указанных выше положений ЗК РФ и Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС, следует, что право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.
При этом, в случае изменении обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, указанные граждане обязаны в течение месяца со дня возникновения данных обстоятельств сообщить в уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения и представить подтверждающие указанные обстоятельства документы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кытманову А.С, Кытмановой Т.Н, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что постановлением администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года N 249 Кытманова Т.Н. и члены ее семьи обоснованно сняты с учета в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а вынесенное ранее постановление от 28 апреля 2021 года N97 "О постановке на учёт многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства" признано недействительным, поскольку Кытманова Т.Н, в нарушение пункта 5 статьи 8.3 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС, не представила в орган местного самоуправления сведения о реализации ею Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, путем приобретения квартиры общей площадью 67, 1 кв.м, вследствие чего, она и члены ее семья, перестали являться нуждающимися в улучшении жилищных условий, с учетом установленной учетной нормы жилого помещения, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Кытмановым А.С. не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт его проживания на территории Ростовской области более 5 лет, на дату подачи его супругой Кытмановой Т.Н. в администрацию городского поселения заявления о постановке на учет многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Усть-Донецкого района Ростовской области N383 от 28 ноября 2017 года Кытманова Т.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состав семьи 4 человека.
Согласно уведомлению администрации городского поселения от 28 ноября 2017 года Кытманова Т.Н. и ее семья постановлением администрации городского поселения от 28 ноября 2017 года N 384 включены в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
26 марта 2021 года Кытмановой Т.Н. через МФЦ Усть-Донецкого района Ростовской области обратилась с заявлением в администрацию Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области о постановке на учет многодетной семьи, в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав состав семьи 5 человек: Кытманова Т.Н, ее супруг Кытманов А.С, несовершеннолетние дети Кытманова М.А, Кытманова К.А, Кытманов А.А.
Согласно постановлению администрации Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области от 28 апреля 2021 года N97 "О постановке на учёт многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства" Кытманова Т.Н. и ее несовершеннолетние дети Кытманова М.А, Кытманова К.А, Кытманов А.А. поставлены на учёт в целях предоставления в соответствии со ст.8.2 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), о чем Кытмановой Т.Н. было направлено уведомление от 12 мая 2021 года N 100.07/720.
При этом, Кытманов А.С. не был поставлен на учёт в целях бесплатного предоставления земельного участка для ИЖС, поскольку документально не был подтвержден факт его проживания на территории Ростовской области не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учёт.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации городского поселения от 11 ноября 2021 года N 223 Кытмановой Т.Н, Кытмановой М.А, Кытмановой К.А, Кытманову А.А. предоставлен в общую долевую собственность (по 1/4 доле) земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ИЖС, кадастровый номер N, находящийся по адресу: "адрес"
Согласно акту приема-передачи от 19 ноября 2021 года подписанного Кытмановой Т.Н. и Главой администрации городского поселения указанный земельный участок передан Кытмановой Т.Н. и ее несовершеннолетним детям.
Как следует из поступившего на запрос администрации городского поселения ответа администрации Усть-Донецкого района Ростовской области от 08 декабря 2021 года N 100.04./2194, что Кытмановой Т.Н, как участнице мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", 19 февраля 2021 года выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 083 600 рублей.
Кытманова Т.Н. и члены её семьи (супруг и трое несовершеннолетних детей) воспользовавшись выданным Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, приобрели в собственность (по 1/5 доле, каждый) квартиру, площадью 62, 3 кв.м. (с учётом сведений содержащихся в Техническом паспорте), расположенную по адресу: "адрес"
Постановлением администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года N 248 семья Кытмановой Т.Н. с составом семьи: Кытманова Т.Н, Кытманов А.С, Кытманова М.А, Кытманова К.А, Кытманов А.А. исключены из числа участников подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также признано утратившим силу постановление администрации городского поселения от 28 ноября 2017 года N383 "О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Кытмановой Т.Н.".
Также, постановлением администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года N 249 Кытманова Т.Н. и члены ее семьи сняты с учета в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом постановление администрации городского поселения от 28 апреля 2021 года N97 "О постановке на учёт многодетной семьи в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства" признано недействительным.
Постановлением администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года N 249а отменено постановление органа местного самоуправления от 11 ноября 2021 года N 223 "О предоставлении в собственность (по 1/4 доле) Кытмановой Т.Н, Кытмановой М.А, Кытмановой К.А, Кытманова А.А. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Как следует из указанных постановлений администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года NN 249, 249а основанием для их вынесения послужило нарушение Кытмановой Т.Н. пункта 5 статьи 8.3 Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года N19-ЗС, выразившееся в сокрытии изменения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, а именно получение Кытмановой Т.Н. 19 февраля 2021 года Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и его реализацию 19 апреля 2021 года, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 19 апреля 2021 года о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: "адрес"
Согласно материалам дела, Кытмановой Т.Н. 19 апреля 2021 года было реализовано выданное ей 19 февраля 2021 года в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Согласно Выписке из ЕГРН от 19 апреля 2021 года о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, приобретенная квартира, общей площадью 67, 1 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" зарегистрирована на праве собственности в равных долях, по 1/5 доле, за Кытмановой Т.Н, ее супругом Кытмановым А.С. и их тремя несовершеннолетними детьми.
Согласно материалам дела, составленный комиссией администрации городского поселения акт обследования жилищных-бытовых условий от 03 июня 2021 года N 84, свидетельствует о том, что Кытманова Т.Н. и члены ее семьи на дату обследования были зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении.
Из материалов дела следует, что после реализации Свидетельства от 19 февраля 2021 года и приобретения указанной выше квартиры, Кытманова Т.Н. и члены ее семьи перестали относиться к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходилось по 13, 42 кв.м. общей площади жилого помещения, что более установленной решением Собрания депутатов Усть-Донецкого городского поселения Ростовской области N68 от 02 декабря 2006 года учётной нормы площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения и составляющей 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, как на момент постановки 28 апреля 2021 года Кытмановой Т.Н. и ее несовершеннолетних детей на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так и на дату вынесения Администрацией городского поселения постановления от 11 ноября 2021 года N 223 о предоставлении им в общую долевую собственность (по 1/4 доле) земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" Кытманова Т.Н. и ее семья уже не относились к категории граждан, имеющих право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что постановлением администрации городского поселения от 08 декабря 2021 года N 249а обоснованно было отменено постановление органа местного самоуправления от 11 ноября 2021 года N 223 о предоставлении в собственность Кытмановой Т.Н. и ее несовершеннолетним детям (по 1/4 доле) земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем в удовлетворении административных исковых заявлений правомерно отказано.
Таким образом, оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах компетенции, порядок принятия решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальных закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 08 декабря 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.