Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмарь Д.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. по доверенности Калгина И.В, поступившую в суд первой инстанции 24 октября 2022 года, на решение Приморского районного суда города Новороссийская Краснодарского края от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. к администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края о признании незаконным решения, обязании принять на учет для обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. - Калгина И.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края о признании незаконным решения от 19 октября 2020 года, обязании принять на учет для обеспечения жилым помещением.
Решением Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского Края от 12 апреля 2022 года административные исковые требования Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. удовлетворены частично.
Судом признано незаконным решение администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края об отказе в принятии Панаитиди А.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями, по основаниям, изложенным в письме от 19 октября 2020 года.
Судом признано незаконным решение администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края об отказе в принятии Панаитиди О.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями, по основаниям, изложенным в письме от 19 октября 2020 года.
Судом признано незаконным решение администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края об отказе в принятии Панаитиди В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями, по основаниям, изложенным в письме от 19 октября 2020 года.
Суд обязал администрацию муниципального образования Северского района Краснодарского края устранить допущенное нарушение в полном объеме.
В части удовлетворения административного искового заявления о возложении на администрацию муниципального образования Северского района Краснодарского края обязанности принять Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского Края от 12 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. по доверенности Калгин И.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства принял участие представитель Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. по доверенности Калгин И.В, который поддерживал доводы кассационной жалобы и настаивал на отмене обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В Определении от 25 мая 2017 года N 1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 1 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А. Л. Мей с снег. Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" признано взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в город Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам.
Федеральному законодателю надлежит незамедлительно - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Законодателям субъектов Российской Федерации, в том числе законодателю города Москвы, надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в законодательные акты, регулирующие порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями лиц, за которыми признано право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий, необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
До внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессии, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 2.10.2 Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края государственной услуги в сфере переданного полномочия Краснодарского края по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий, утвержденных Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 15 декабря 2017 года N387 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- отзыв заявителем своего заявления; смерть заявителя;
- несоответствие заявителя требованиям, указанным в подразделе 1.2 раздела I Регламента;
- непредставление предусмотренных подразделом 2.6 раздела II настоящего Регламента документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; истечение срока действия представленных документов;
- представление предусмотренных подразделом 2.6 раздела II настоящего Регламента документов, не заверенных в установленном порядке (в том числе в случае поступления по почте - верность которых не засвидетельствована нотариусом или иным лицом в порядке, установленном статьей 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также документов, оформленных на иностранном языке либо имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать содержание, отсутствие подписи, печати (в случае, если необходимость ее наличия установлена нормативными правовыми актами);
- выявление в представленных документах, предусмотренных подразделом 2.6 раздела II настоящего Регламента, недостоверной или искаженной информации; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с подразделом 2.6 раздела II настоящего Регламента, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- документы, указанные в подразделе 2.6 раздела II Регламента, а также документы, указанные в подразделе 2.7 раздела II Регламента, представленные заявителем по его инициативе самостоятельно, а также полученные уполномоченным органом по межведомственным запросам, не подтверждают право заявителя и членов его семьи, указанных в заявлении, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок;
- предоставление ранее гражданину, относящемуся к отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", мер социальной поддержки (финансовой поддержки государства) по обеспечению жильем независимо от формы предоставления указанной поддержки, если федеральным нормативным правовым актом или нормативным правовым актом Краснодарского края установлено, что граждане соответствующей(их) категории(ий) имеют право на получение мер социальной поддержки (финансовой поддержки государства) обеспечению жильем только один раз.
Указанный перечень является исчерпывающим. Данный перечень не содержит такого основания как заявление подано неустановленной формы.
Как следует из маралов дела, 15 октября 2020 года в администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края поступили заявления, в которых Панаитиди В.И, Панаетиди О.И, Панаетиди А.И. просили принять их на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями.
19 октября 2020 года администрацией муниципального образования Северский район Краснодарского края Панаитиди В.И. дан ответ о том, что заявление не форматизировано и к нему не приложен пакет документов, в связи с чем, оно рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В данном ответе указано на противоречия в представленных документах, а именно в свидетельстве о рождении в графе "отец" указан Панаитиди И.С. В справке реабилитации отцом указан Панаиотиди И.С. Указанные противоречия возможно устранить в судебном порядке. К заявлению не приложена выписка из лицевого счета жилого помещения, в связи с чем не представляется возможным определить обеспеченность жилым помещением. Также указано, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по месту жительства.
19 октября 2020 года администрацией муниципального образования Северский район Краснодарского каря Панаетиди О.И. дан ответ о том, что заявление не форматизировано и к нему не приложен пакет документов, в связи с чем, оно рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В данном ответе указано, что к заявлению не приложена выписка из лицевого счета жилого помещения, в связи с чем не представляется возможным определить обеспеченность жилым помещением. Также указано, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по месту жительства.
19 октября 2020 года администрацией муниципального образования Северский район Краснодарского края Панаетиди А.И. дан ответ о том, что заявление не форматизировано и к нему не приложен пакет документов, в связи с чем, оно рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В данном ответе указано, что к заявлению не приложена выписка из лицевого счета жилого помещения, в связи с чем, не представляется возможным определить обеспеченность жилым помещением" Также указано, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по месту жительства.
Из материалов дела следует, согласно справке о реабилитации от 09 июня 2020 года N23/16-П-227-П-669/94 в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Панаетиди (Панайотиди) А.И. как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована. Заключение о реабилитации вынесено 01 марта 1994 года.
Согласно справке о реабилитации от 20 октября 2016 года N23/16-П-36/П-669/94 в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Панаитиди В.И. как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам отцом на спецпоселении, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирована. Заключение о реабилитации вынесено 20 октября 2016 года.
Согласно справке о реабилитации от 21 октября 2017 года N23/16-3/176104272480-П-669/94 в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Панаетиди О.И. как находившаяся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована. Заключение о реабилитации вынесено 21 октября 2017 года.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что решения административного ответчика, отраженные в письмах от 19 октября 2020 года об отказе в принятии административных истцов на учет, как граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями, противоречат требованиям действующего законодательства в их правовой взаимосвязи. Таким образом, решения администрации муниципального образования Северского района Краснодарского края являются незаконными и нарушают права административных истцов на получения жилья, по установленным законом основаниям, в связи с чем в указанной части административные исковые требования Панаитиди А.И, Панаитиди О.И, Панаитиди В.И. правильно удовлетворены.
Учитывая, что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных требований административных истцов о возложении на администрацию муниципального образования Северского района Краснодарского края обязанности принять Панаетиди А.И, Панаетиди О.И, Панаитиди В.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории реабилитированных лиц в связи с репрессиями правомерно отказано.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальных закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда города Новороссийская Краснодарского края от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 декабря 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.