Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмаря Д.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 20 октября 2022 года, на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кондаурова С.С. к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым Деминой Ю.А. о возложении обязанности совершить определенные действия, признании незаконным отказа.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кондауров С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов МКУ департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым Деминой Ю.А. о возложении обязанности совершить определенные действия, признании незаконным отказа.
Решением Киевского районного суда города Симферополя от 01 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Судом признан незаконным отказ, оформленный в виде письма МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года N 18303/40/05-06, по результатам рассмотрения заявления Кондаурова С.С. от 16 ноября 2021 года N 18303/40/05-06 по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ул. Киевская/бул. Франко, 64/41 в г. Симферополе.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 июля 2022 года оставлено без изменения решение Киевского районного суда города Симферополя от 01 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Симферополя Республики Крым - Дружкова О.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что оспариваемое письмо не соответствует положениям Административного регламента "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утверждённого постановлением администрации города Симферополя республики Крым от 25 сентября 2020 года N 5513, поскольку в случае отказа в согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории выносится решение (Приложение N 3), а не письмо. При этом, указания, что фактически административному истцу было отказано в принятии заявления о согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в содержании оспариваемого письма от 19 ноября 2021 года N 18303/40/05-06 не имеется. Указанное письмо порождает правовую неопределённость, связанную с отсутствием понимания конкретного результата рассмотрения заявления административного истца, чем нарушается его право на согласование предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес" В связи с чем, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным отказа, оформленного письмом от 19 ноября 2021 года N 18303/40/05-06.
Вместе с тем, судами так же было указано, что в рамках рассмотрения вышеуказанного заявления МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым в настоящий момент осуществляет проверку приложенных к заявлению документов с целью рассмотрения заявления по существу, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление Кондауров С.С, что, с учётом признания незаконным отказа, будет достаточным для восстановления нарушенного права Кондаурова С.С.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 января 2022 года по делу N 2-292/2020 исковые требования Кандаурова С.С. удовлетворены, квартира N 1-а в доме N64/61 по улице Киевской/бульвар Франко сохранена в переустроенном (перепланированном) виде, общей площадью 99, 7 кв.м, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 99, 7 кв.м, признано отдельным блоком дома блокированной застройки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 января 2022 года жилой дом по адресу: "адрес", с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности Кандаурову С.С.
09 ноября 2021 года административный истец обратился в администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 263 кв.м, с целью: для индивидуального жилищного строительства, в собственность (аренду) на основании пункта 7 статьи 183 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" без торгов. В заявлении указано "Я согласен на обработку персональных данных в администрации города Симферополя".
Письмом МКУ департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года N 18303/40/05-06 административному истцу сообщено, что согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа указанных в данном пункте, а также, с учётом особенностей регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, основание из числа предусмотренных Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений". Так, основание предоставления земельного участка без проведения торгов указано неверно, поскольку указанный Закон не содержит пункт 7 статьи 183. Дополнительно разъяснено, что предоставление земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации предусмотрено на основании части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", в случае, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.
Таким образом, в случае невозможности предоставления земельного участка бесплатно в собственность на основании пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" на основании Кандаурова С.С. предоставлено право выбора соответствующего основания из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (аренда) или пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (собственность за плату) (с указанием-соответствующего подпункта). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав, в связи с чем, заявителю указано на необходимость указания в заявлении одного желаемого вида права с указанием соответствующего основания согласно действующему законодательству, так как предоставление испрашиваемого земельного участка возможно на нескольких видах прав. Кроме того, исчерпывающий перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для предоставления муниципальной услуги установлен пунктом 9.1 Административного регламента "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утверждённого постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года N 5513. В их число входит согласие заявителей на обработку персональных данных (приложение 1 к Регламенту), однако, вышеуказанный документ к заявлению приложен не был. Также указано, что для получения необходимой муниципальной услуги заявитель может повторно обратиться в адрес администрации города Симферополя Республики Крым.
Согласно материалам дела, по ходатайству представителя администрации города Симферополя Республики Крым Дружковой О.А, к материалам административного дела приобщен проект ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, с указанием на то, что в целях проверки по поступившему заявлению Кандаурова С.С. от 13 марта 2022 года об утверждении схемы расположения земельного участка, требования административного истца отпали, так как заявление уже находится на рассмотрении. Также представителем административного ответчика указано, что отмена оспариваемого письма не приведёт к восстановлению прав административного истца.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также перечень документов, подлежащих предоставлению с ним, предусмотрены частями 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 66-ЗРК граждане, определённые частью 1 статьи 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года N 5513 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (далее - Административный регламент).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, в том числе, в электронной форме, предусмотрен пунктом 9 Административного регламента.
В пункте 12 Административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 9.1 настоящего Административного регламента, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 9.1 настоящего Административного регламента. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 12.4).
Из пункта 13 Административного регламента следует исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно подпункта 4 пункта 13.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не предоставление определенных пунктом 9.1. Административного регламента документов.
В приложении N 3 к Административному регламенту определена форма решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, что из содержания обжалуемого ответа не следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка возвращено заявителю, в письме отсутствует указание на приложение перечня документов, возвращенных адресату. При этом, оспариваемый ответ не является отказом, выраженным в установленной форме, предусмотренной Административным регламентом. В связи с чем, указанное письмо порождает правовую неопределённость, связанную с отсутствием понимания конкретного результата рассмотрения заявления административного истца.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 25 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 09 декабря 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.