Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, признании права, возложении обязанности по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, признании права, возложении обязанности.
В обоснование своих требований истец указал на то, что постановлением Администрации города Симферополя от 23.08.2019 года N 4497 он признан участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 от 22 марта 2018 года "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и г..Севастополя", а также признан с составом семьи в два человека нуждающимися в жилом помещении. Постановлением Администрации города Симферополя от 18.02.2021 года N 809 было внесено изменение в вышеуказанное постановление и ему отказано в признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в связи с реализацией ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств. Полагает действия ответчика незаконными, поскольку спустя пять лет после отчуждения предоставленной ему 18.01.1994 года в порядке улучшения жилищных условий "адрес", в соответствии с действующим законодательством Украины решением жилищно-бытовой комиссии 3 Управления ГУ "А" ДЗНГ СБ Украины от 20 апреля 2005 года вновь был поставлен на жилищный учет, в связи с прохождением службы в СБУ в городе Симферополе. В 2008 году был уволен с военной службы с оставлением на квартирном учете, так как жилое помещение в период службы не было предоставлено. Ответчиком не было установлено, что обеспечение жилым помещением в 1994 году финансировалось за счет бюджетных средств Украины. Кроме того, Указ Президента Российской Федерации N 116 содержит перечень лиц, на которых распространяется действие Указа и не предоставляет полномочия иным органам государственной власти сужать данный перечень.
Истец просил суд признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя от 18 февраля 2021 года N 809 о внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя 23.08.2019 года N 4497, признать истца и его супругу ФИО9 участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 от 22 марта 2018 года и возложить обязанности на ответчика включить истца и членов его семьи в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116; признать за истцом и членами его семьи право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 января 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, как постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением жилищной комиссии гарнизона "Перевальное" N 14 от 08.01.1994 года ФИО1 предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу "адрес".
Основанием вселения в указанную квартиру являлся ордер N 4, выданный КЭЧ Симферопольского района Одесского военного округа.
В дальнейшем квартира, относящаяся к государственному жилищному фонду, была приватизирована.
ФИО1, ФИО3 действующая за себя и от имени несовершеннолетнего сына ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, продали "адрес"
В договоре купли-продажи указано, что отчуждаемая квартира принадлежит продавцам, то есть ФИО1 и иным собственникам, на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного на основании распоряжения N 282т и зарегистрированного в БТИ Симферопольского района в реестровой книге N Д-2 под реестровым N 214.
Согласно выписке из протокола N 4 заседания жилищно-бытовой комиссии Управления ГУ "А" ДЗНГ СБ Украины от 20.04.2005 года решено взять на квартирный учет в списки лиц, имеющих право на получения жилья по г. Симферополю, офицера ФИО1 с составом семьи 3 человека (жена, сын).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 24.10.2011 года брак между ФИО1 и ФИО3 расторгнут.
Из материалов учетного дела следует, что ФИО1, на основании приказа главы Службы безопасности Украины от 25.12.2008 года N 1716-ос уволен с военной службы в запас. Приказом командира военной части У-6387 от 30.12.2008 года N 51-лс ФИО1 исключен из списков личного состава части.
22.02.2014 года ФИО1 зарегистрирован брак с ФИО5, фамилия жены после брака " ФИО10".
В Приложении к постановлению администрации города Симферополя N 809 от 18.02.2021 года указано, что постановлением Администрации города Симферополя от 23.08.2019 года N 4497 ФИО1 признан участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", а также признан составом семьи - два человека ФИО1 и ФИО9 (супруга), нуждающимся в жилом помещении с 30.01.1996 года.
Постановлением Администрации города Симферополя N 809 от 18.02.2021 года внесены изменения в постановление Администрации города Симферополя от 23.08.2019 года N 4497 "О признании граждан участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации проживающих территориях Республики Крым и г. Севастополя", о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты постановки на учет в воинских частях Вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которые предусмотрена военная служба.
Постановлено отказать ФИО1 в признании участником мероприятия по обеспечению помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" и в признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, согласно приложению к настоящему постановлению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, учитывая, что истец, получив в период военной службы квартиру от Министерства обороны Украины, реализовал свое право на улучшение жилищных условий за счет средств государственного бюджета Украины, а впоследствии распорядился указанным жильем, произведя его отчуждение, что является основанием для отказа в признании истца участником мероприятия по обеспечения жилыми помещениями, в соответствии с Указом N116, пришел к выводу, что постановление Администрации города Симферополя N 809 от 18.02.2021 года об отказе истцу является законным, а нахождение военнослужащего и членов его семьи на учете, как лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является достаточным основанием для признания гражданина и проживающих с ним членов семьи участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно, со ссылками на положения Указа Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.03.2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя" определено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:
с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и щиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта.
Согласно пункту 3 Указа, порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (пункт 4 Указа).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
В соответствии с пунктом 4 Порядка, обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций (далее - субвенции), путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 20 Порядка установлено, что органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, являющихся основанием для признания участником мероприятия по обеспечению жилым помещением, в соответствии с Указом N 116, и включения в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа N 116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Порядка, основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в, соответствии с Указом N 116, и для включения в список является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи И.В. Комбарова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.