Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации города Феодосии Республики Крым Степовенко Л.А. на апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 июня 2022 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосии к Аскарбековой Анастасии Ивановне, Гавриловой Людмиле Омерзаковне, Пригарневой Анастасии Сергеевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛА:
ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосии обратилось в суд с иском к Аскарбековой А.И, Гавриловой Л.О, Пригарневой А.С. о взыскании задолженности по оплате за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3417, 08 руб, а, также судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований указано, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения и предоставляет услугу по содержанию и обогреву мест общего пользования многоквартирного "адрес" (лицевой счёт N). Ответчикам, которым на праве собственности принадлежит расположенная в этом доме "адрес", предоставляется услуга по содержанию и обогреву мест общего пользования многоквартирного "адрес" в "адрес", однако в течение длительного времени они не выполняют обязательства по оплате.
Определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Гаврилова Л.О, Пригарнева А.С, а в качестве третьих лиц привлечены администрация "адрес", МУП "ЖЭК N", МУП "ЖЭК N", Аскарбеков С.О..
Решением мирового судьи судебного участка N 88 Феодосийского судебной района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 29 декабря 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи судебного участка N Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены, с Аскарбековой А.И. в пользу ГУП РК " Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" взысканы задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" в "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 139, 03 руб, а также государственная пошлина в размере 1 133, 33 руб.
С Гавриловой Л.О. в пользу ГУП РК " Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" взысканы задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" в "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1139, 03 руб, а также государственная пошлина в размере 1 133, 33 руб..
С Пригарневой А.С. в пользу ГУП РК " Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в "адрес" взысканы задолженность по оплате коммунальных услуг по содержанию и обогреву мест общего пользования "адрес" в "адрес" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1139, 03 руб, а также государственная пошлина в размере 1 133, 33 руб..
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем администрации "адрес" Республики Крым Степовенко Л.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель жалобы считает, что судебное постановление является незаконным и необоснованным, вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права; судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судом не учтено, что МКД по "адрес", не оснащен приборами отопления, отсутствуют транзитные трубы в местах общего пользования, следовательно, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в данном случае равна 0. Места общего пользования отапливались за счет средств собственников квартир с индивидуальным отоплением, в связи с чем, полагает, что исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" не основаны на нормах законодательства Российской Федерации и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 378.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству, в установленный срок возражения на нее не представили.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 5 статьи 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила):
- в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1));
- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);
- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения N к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П указано, что применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в "адрес".
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения М КД осуществляет истец.
Аскарбекова А.И. (1/3 доли), Гаврилова Л.О. (1/3 доли) и Пригарнева А.С. (1/3 доли) являются сособственниками "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельством о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей МУП "ЖЭК N", ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", жильцов дома установлено, что приборы отопления в местах общего пользования МКД по адресу: "адрес", в подъездах N N - отсутствуют. "адрес" МКД составляет 7765 кв.м, площадь жилых помещений с централизованным отоплением составляет 4919, 6 кв.м,, площадь помещений с автономным отоплением - 2845, 4 кв.м. Дом коллективным прибором учёта не оборудован. Приборы отопления в местах общего пользования отсутствуют. Площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД составляет 936 кв.м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что квартира ответчиков снабжена автономным отоплением, в связи с чем отопление мест общего пользования МКД N по "адрес" в "адрес" производится, в том числе за счет автономного отопления ответчиков. Услуга по отоплению мест общего пользования, плата за которую рассчитана на основании Правил N, при наличии отключенных приборов отопления в местах общего пользования МКД, не согласуется с принципом разумности и справедливости, поскольку не учитывается расход тепловой энергии на обогрев мест общего пользования за счет индивидуальных источников тепловой энергии, установленных в жилом помещении ответчиков.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции указал, что принимая решение, суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению о возможности применения компенсаторного механизма, поскольку МКД коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии не оснащен, начисления производятся по формулам 2, 2(4, 2(6) приложения N Правил 354, вышеуказанные формулы не признаны не конституционными.
Вывод суда первой инстанции о том, что отказ в удовлетворении исковых требований не повлечет за собой нарушения прав всех жильцов дома, поскольку не предполагает доначисление данной суммы другим лица, также по мнению суда апелляционной инстанции, признан ошибочным, так как сумма будет перераспределена между всеми жильцами с централизованным теплоснабжением пропорционально доли принадлежащих им мест общего пользования.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, о несвоевременном выставлении истцом счетов на оплату тепловой энергии, в виду чего ответчики были лишены возможности установить факт оказания услуг ненадлежащего качества в порядке раздела Х Правил 354, по мнению суда апелляционной инстанции, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности оплаты расходов на общедомовые нужды.
Таким образом, с учетом правовые нормы, приняв во внимание конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчиков задолженности по оплате услуг теплоснабжения по обогреву мест общего пользования, а также пени, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильно установленных обстоятельствах, верном толковании норм процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, были предметом проверки и оценки со стороны судебной инстанции, отвергнуты как несостоятельные с приведением мотивированных выводов.
Поскольку апелляционной инстанцией не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
В связи с чем, судья кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу законного судебного акта не имеется.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Феодосии Республики Крым Степовенко Л.А. - без удовлетворения.
Судья Н.А. Лопаткина
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.