Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., изучив жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах АО "Азово-Черноморское экологическое научно - производственное предприятие "Сириус" на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Азово-черноморское экологическое научно - производственное предприятие "Сириус",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 июня 2021 года АО "Азово-черноморское экологическое научно - производственное предприятие "Сириус" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 9 августа 2021 года старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 июня 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2021 года постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитника ФИО2 просит решение судьи краевого суда в отношении АО "Азово-Черноморское экологическое научно - производственное предприятие "Сириус" отменить, ссылаясь на его незаконность, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 9 августа 2021 года оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов 1 - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Порядок).
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8 декабря 2020 года N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" вступившим в законную силу 1 января 2021 года утвержден новый порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 4 Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно пункту 7 Порядка копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как следует из материалов дела,, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой проверки установлено, что юридическим лицом АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус" вблизи сварочного поста обществом размещен грунт, образованный в процессе обезвреживания и утилизации вышеуказанных отходов на площадке не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
По результатам проведенных лабораторных исследований проб отхода, представлен протокол испытаний (измерений) отходов от ДД.ММ.ГГГГ NО, протокол компонентного состава отхода от ДД.ММ.ГГГГ NО, протокол биотестирования отходов от ДД.ММ.ГГГГ NО, по результатам которых представлено заключение эксперта, в соответствии с которым на основании полученных результатов, согласно приложению N к Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N отход "Грунт минеральный" соответствует II классу опасности для окружающей среды. Однако, паспорта на вышеуказанные отходы, образованные в результате деятельности предприятия, не были разработаны и не предоставлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус".Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении должностным лицом административного органа указанном юридическому лицу наказания в виде предупреждения.
Прекращая производство по делу в отношении названного юридического лица в виду отсутствия состава административного правонарушения, судья районного указал, что минеральный грунт не является отходом, а является продуктом, который АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус" получает в результате переработки отходов. В обоснование принятого решения судья так же указал, что при проведении отбора проб минерального грунта и их биотестирования пробы не опечатывались и поэтому невозможно достоверно установить, что исследовались именно те пробы, которые отобраны. В качестве выводов принятого решения судья районного суда сослался на отсутствие доказательств того, что минеральный грунт не соответствует названным техническим условиям, в связи с чем нет доказательств того, что это является отходом.
Судья Краснодарского краевого суда с указанными выводами не согласился полагая, что судья районного суда не обеспечил всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела об административном нарушении, поскольку вблизи сварочного поста обществом размещен грунт, образованный в процессе обезвреживания и утилизации отходов на площадке, не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
В обоснование принятого решения указал, что вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является преждевременным и необоснованным, поскольку паспорта на вышеуказанные отходы, образованные в результате деятельности предприятия, не были разработаны и не предоставлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус".
При этом, как верно обратил внимание судья краевого суда назначенное административным органом наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же при отсутствии имущественного ущерба. Возможность назначения наказания лицам, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам в виде предупреждения допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в данном случае не может обеспечить достижение целей административного наказания.
На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях АО "Азово-Черноморское экологическое научно- производственное предприятие "Сириус" состава административного правонарушения, является преждевременным.
Кроме того в рассматриваемом случае не приведено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
Таким образом обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 6 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Азово-черноморское экологическое научно - производственное предприятие "Сириус" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.