Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 42 Федеральной службы исполнения наказаний", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службы исполнения наказаний, поданную 26 октября 2022 г, на решение Юргинского городского суда от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-901/2022 по административному исковому заявлению Самохвалова Антона Викторовича о признании действий временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" Жилякова Д.А, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" (далее - ФКУ ИК- 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу)), Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 42" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУ МСЧ - 42 ФСИН России), Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), незаконными.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения Самохвалова А.В, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Самохвалов А.В. обратился в Юргинский городской суд Кемеровской области с административным исковым заявлением о признании незаконными неосуществления медицинского осмотра, помывки при водворении в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г. и водворения в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г.
В обоснование требований указано, что 13 апреля 2022 г. принято решение о водворении его в штрафной изолятор, но перед водворением он не осмотрен врачом, ему не предоставлена возможность помывки. Водворение отсутствует, так как им не покинуто помещение штрафного изолятора. Медицинский осмотр и помывка должны были быть 13 апреля 2022 г. Действие незаконное, нарушает право на охрану здоровья, санитарно-гигиеническое, материально-бытовое обеспечение, применение средств исправления, подлежит проверке на соответствие части 4 статьи 117 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 159 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 16 июня 2022 г. административные требования удовлетворены, признаны незаконными неосуществление медицинского осмотра, помывки при водворении Самохвалова А.В. в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г. и водворение Самохвалова А.В. в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г. решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 16 июня 2022 г. отменено в части удовлетворения требований о признании незаконным неосуществления помывки при водворении Самохвалова А.В. в штрафной изолятор, принято новое решение, которым в удовлетворении требований Самохвалова А.В. в данной части отказано. Решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "ИК - 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу", ФКУ МСЧ - 42 ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России ставят вопрос об отмене решения, просят вынести по делу новое решение, а так же, об отмене апелляционного определения в части удовлетворения требований о признании незаконным неосуществления медицинского осмотра, просят принять новое решение которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводом судов в части удовлетворения требований. Ссылаясь на пункты 10.12 и 13 Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещение камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, водворение в штрафной изолятор и выдача медицинского заключения и дисциплинарные изоляторы и выдача медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденного приказом Минюста РФ от 9 августа 2011 г. N 282, указывают, что судом не учтены представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие медицинский осмотр Самохвалова А. В. 13 апреля 2022 г, оснований которые считать недостоверными не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы в обжалованной части, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья", утвержденного Приказом Минюста РФ от 9 августа 2011 г. N 282 (далее - Порядок проведения медицинского осмотра) водворение осужденных в штрафные изоляторы производится только после проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи врачом, а при его отсутствии фельдшером медицинского заключения.
Медицинский осмотр осужденного в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения медицинского осмотра проводится в помещении медицинского подразделения или в специально оборудованном кабинете в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, в зданиях одиночных камер, штрафных и дисциплинарных изоляторов.
Согласно пункту 12 Порядка проведения медицинского осмотра после завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра.
В силу требований пункта 10 Порядка проведения медицинского осмотра при проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. Полученные результаты в установленном порядке фиксируются в медицинской карте и сообщаются осужденному. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Соответствующие записи также вносятся в журнал регистрации амбулаторных больных.
Судами установлено, что постановлением врио начальника ФКУ ИК-41 УФСИН России по Кемеровской области от 13 апреля 2022 г. Самохвалов А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, назначено наказание в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток. Постановление приведено в исполнение 13 апреля 2022 г. в 16:25.
В представленном постановлении указано, что при обыске у осужденного Самохвалова А.В. не обнаружено, не изъято запрещенных к хранению предметов, от подписи Самохвалов А.В. отказался. Указано также заключение медицинского работника Купцева А.О, согласно которому 13 апреля 2022 г. в 16:20 Самохвалов А.В. был осмотрен, на момент осмотра осужденный по состоянию здоровья может находиться в штрафном изоляторе. Представлена также копия медицинской карты Самохвалова А.В, содержащая запись об осмотре Самохвалова А.В, сведения об осмотре перед водворением в штрафной изолятор зарегистрированы в журнале.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что представленные административным ответчиком доказательства в подтверждение обстоятельств проведения медицинского осмотра Самохвалова А.В. перед водворением в штрафной изолятор, вызывают сомнения в их достоверности, поскольку из представленного протокола судебного заседания Заводского районного суда г. Кемерово от 13 апреля 2022 г. по делу N 2а-1210/2022, следует, что осужденный Самохвалов А.В. с 16:00 до 16:30 принимал участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными неосуществление медицинского осмотра при водворении Самохвалова А.В. в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г. и, как следствие, о признании незаконным водворения в штрафной изолятор, указав на нарушение процедуры водворения в части неосуществления медицинского осмотра, помывки, предусмотренные пунктами 10, 12 и 13 " Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья", утвержденного Приказом Минюста РФ от 9 августа 2011 г. N 282, и пункта 159 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных Приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 г. N 295.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции, с выводами суда первой инстанции о незаконности водворения в штрафной изолятор и неосуществления медицинского осмотра согласилась, указав, что представленные доказательства исключают возможность проведения медицинского осмотра. Вместе с тем, судебная коллегия апелляционной инстанции признала необоснованными выводы городского суда о наличии оснований для признания незаконным неосуществления помывки при водворении Самохвалова А.В. в штрафной изолятор, указав, что осуществление помывки не относится к процедуре и условиям водворения в штрафной изолятор, вопрос ее проведении относится к условиям содержания осужденных, и не являлось предметом спора, что послужило основанием для отмены решения в указанной части и принятия нового об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным неосуществление помывки при выдворении Самохвалова А.В. в штрафной изолятор 13 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов в обжалованной части, т.е. в части удовлетворения требований, правильными. При этом, в соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не подтверждают.
Оценив представленные в ходе рассмотрения дела доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суды пришли к выводу об отсутствии объективной возможности проведения медицинского осмотра Самохвалова А.В. при установленных обстоятельствах, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Доводы кассационной жалобы фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, нарушений судами норм процессуального права при оценке доказательств не подтверждают, основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке являться не могут.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, обстоятельства дела исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы являются обоснованными.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба ФКУ "ИК - 41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу", ФКУ МСЧ - 42 ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Юргинского городского суда от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 сентября 2022 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 декабря 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.