Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Лукьяновой Т.Г, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Междуреченского городского округа, поданную через суд первой инстанции 26 октября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2022 г.
по административному делу N 2а-1502/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ" к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования "Междуреченский городской округ" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N
Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 6 части 1 статьи 25 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса" государственному гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от юридических лиц (... денежное вознаграждение,... иные вознаграждения), а оспариваемым постановлением поощрены работники финансового управления г. Междуреченска Астахова Ю.В. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Васильева И.Ю. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Войнова Е.С. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Докучаева Е.Б. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Козяйкина Е.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Кротова Е.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Попова Э.Н. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Потехина А.Ф. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Плешкань М.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Рауш Л.П. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Савостикова Т.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Сидорова О.В. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Смолева И.К. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Цымбаева М.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения).
Считает, что выплата премий работникам финансового управления г. Междуреченска - территориального органа Главного финансового управления Кемеровской области, финансируемого за счет областного бюджета, относится в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем оспариваемый пункт постановления является незаконным.
17 мая 2021 г. в адрес Администрации Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска принесен протест на пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N который отклонен главой Междуреченского городского округа ответом администрации Междуреченского городского округа 24 мая 2021 г.
Полагает, что пунктом 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N нарушаются законные интересы Российской Федерации, муниципального образования "Междуреченский городской округ", так как нарушается единообразие применения законодательства Российской Федерации, что явилось основанием для обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования Междуреченский городской округ" к администрации Междуреченского городского округа.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2022 г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 22 декабря 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым признан незаконным пункт 1 постановления администрацией Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N "О выделении средств" о поощрении денежной премией в размере 4023 рублей каждого сотрудника финансового управления города Междуреченска согласно приложению N
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что постановлением администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N "О выделении средств" в связи с Днем матери работники финансового управления города Междуреченска поощрены денежной премией: Астахова Ю.В. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Васильева И.Ю. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Войнова Е.С. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Докучаева Е.Б. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Козяйкина Е.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Кротова Е.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Попова Э.Н. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Потехина А.Ф. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Плешкань М.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Рауш Л.П. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Савостикова Т.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Сидорова О.В. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Смолева И.К. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения), Цымбаева М.А. в размере 4023 рублей (с учетом налогообложения).
Оспариваемое постановление от 23 октября 2018 г. N "О выделении средств" издано в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 декабря 2017 г. N 322 "О бюджете муниципального образования "Междуреченский городской округ" на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг, а также в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от 11 января 2018 г. N 6-п "Об утверждении сметы расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 г. за счет средств финансового обеспечения наградной системы".
Из пункта 3 Постановления от 23 октября 2018 г. N следует, что администрации Междуреченского городского округа необходимо выделить сумму на поощрение, а финансовому управлению профинансировать данное мероприятие за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи администрации Междуреченского городского округа на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы "Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления" муниципальной программы "Эффективная власть Междуреченского городского фуга".
Согласно платежной ведомости N сумма в размере 3500 рублей получена Астаховой Ю.В, сумма в размере 3500 рублей получена Васильевой И.Ю, сумма в размере 3500 рублей получена Войновой Е.С, сумма в размере 3500 рублей получена Докучаевой Е.Б, сумма в размере 3500 рублей получена Хозяйкиной Е.А, сумма в размере 3500 рублей получена Кротовой Е.А, сумма в размере 3500 рублей получена Плешкань М.А, сумма в размере 3500 рублей получена Поповой Э.Н, сумма в размере 3500 рублей получена Потехиной А.Ф, сумма в размере 3500 рублей получена Рауш Л.П, сумма в размере 3500 рублей получена Савостиковой Т.А, сумма в размере 3500 рублей получена Сидоровой О.Г, сумма в размере 3500 рублей получена Смолевой И.К, сумма в размере 3500 рублей получена Цымбаевой М.А. 21 ноября 2018 г.
Постановлением администрации Междуреченского городского округа N456-п от 28 февраля 2017 г. утверждена муниципальная программа "Эффективная власть Междуреченского городского округа на 2017-2019 гг.", согласно перечню подпрограмм, в ней предусмотрено мероприятие 1.4 - Финансовое обеспечение наградной системы, которая направлена на реализацию финансового обеспечения единой поощрительной и наградной системы. Данная подпрограмма финансируется за счет местного бюджета, исполнителем является Администрация Междуреченского городского округа и Совет народных депутатов Междуреченского городского округа.
Постановлением администрации Междуреченского городского округа от 11 января 2018 г. N 6-п утверждена смета расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 г, согласно которому предусмотрены денежные средства на награждение работников финансовых органов с профессиональными праздниками и социально значимыми датами.
Из приложения 3 к Решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 декабря 2017 г. N. 322 "О бюджете муниципального образования "Междуреченский городской округ" на 2018 г. и на плановые годы 2019 и 2020 следует распределение бюджетных ассигнований местного бюджета по целевым статьям, в разделе "Муниципальная программа "Эффективная власть Междуреченского городского округа" предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы, в которую включены: расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, иные выплаты населения, в сумме 22381 млн.р.
Приложением 5 к Решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 декабря 2017 г. N 322 предусмотрена ведомственная структура расходов на 2018 г, в которой предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы (расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов и иные выплаты населения) в сумме 381 млн.р.
Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 мая 2019 г. N 52 утвержден годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования "Междуреченский городской округ" за 2018 г, показатели расходов местного бюджета за 2018 г. полностью соотносятся с данным целевых статей (муниципальных программ).
29 марта 2021 г. в адрес администрации направлено требование о предоставлении информации о премировании работников Финансового правления города Междуреченска за 2018 и 2020 гг.
12 апреля 2021 г. администрацией Междуреченского городского округа дан ответ Прокурору с указанием постановлений администрации Междуреченского городского округа и фамилий работников Финансового управления.
17 мая 2021 г. в адрес Администрации Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска принесен протест на пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 23 октября 2018 г. N 2680-п, который отклонен главой Междуреченского городского округа ответом Администрации Междуреченского городского округа 24 мая 2021 г.
17 мая 2021 г. в адрес Администрации Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска принесено Представление об устранении нарушений бюджетного и антикоррупционного законодательства, на которое дан ответ главой Междуреченского городского округа 15 июня 2021 г.
На основании решения прокурора г. Междуреченска N от 28 июня 2021 г. в администрации Междуреченского городского округа проведена проверка по исполнению законодательства о противодействии коррупции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку пункт 1 оспариваемого постановления не противоречит федеральному законодательству, а также законодательству Кемеровской области, прокурором г. Междуреченска при подаче административного иска не учтено, что основанием для издания данного постановления явилось право администрации Междуреченского городского округа в рамках действующего на момент издания Постановления Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 2 октября 2015 г. на применение мер материального поощрения работников финансового управления за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда, судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 4, статей 13, 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", главы 11 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г..N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса", пришла к выводу, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Право премирования гражданского служащего за выполнение особо важных и сложных заданий законом предоставлено исключительно представителю нанимателя, иные выплаты могут быть предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области и финансируются за счет средств областного или федерального бюджетов. И поскольку к вопросам местного значения городского округа законодатель не относит обеспечение оплаты труда либо иных поощрительных выплат государственным гражданским служащим, вывод суда первой инстанции о возможности премирования государственных гражданских служащих Кемеровской области решением органа местного самоуправления за счет местного бюджета противоречит федеральному и областному законодательству.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность принятого по настоящему делу судебного акта, заявитель указывает на определённую законодателем возможность осуществления гражданским служащим иных выплат, что отражено в частях 1 и 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статье 51 Закона Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ФЗ "О государственных должностях Кемеровской области-Кузбасса", части 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 28 апреля 2066 г. N 57-ОЗ "Об оплате труда в органах государственной власти Кемеровской области", а также предусмотрено пунктом 3.2 Соглашения от 2 октября 2015 г. о техническом обеспечении бюджетного процесса заключенного между администрацией Междуреченского городского округа и финансовым управлением города Междуреченска, вследствие чего пункт 1 принятого администрацией Междуреченского городского округа постановления от 23 октября 2018 г. N "О выделении средств" не противоречит нормам федерального и областного законодательства.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения и субъективном восприятии заявителем обстоятельств дела, поскольку иные выплаты, не входящие в состав денежного содержания гражданского служащего Кемеровской области - Кузбасса могут быть предусмотрены исключительно федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Кемеровской области.
Доводы кассационной жалобы об особенностях формирования и исполнения бюджета городского округа, фактического исполнения оспариваемого постановления правового значения для разрешения административного иска не имеют.
Вывод судебной коллегии о соблюдении административным истцом процессуального срока обращения за судебной защитой обоснован, поскольку о допущенном нарушении прокурору стало известно в ходе прокурорской проверки оконченной 17 мая 2021 г, внесенный в адрес административного ответчика протест 24 мая 2021 г. был оставлен без удовлетворения, о чем прокурору стало известно 1 июня 2021 г, административное исковое заявление подано в суд 29 июня 2021 г.
Изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.