Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Лукьяновой Т.Г, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 26 октября 2022 г, на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2022 г.
по административному делу N 2а-24/2022 по административному исковому заявлению прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тальменского района в защиту интересов неопределенного круга обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края, Управления имущественных отношений Алтайского края по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Алтайского края на скотомогильники, расположенные на расстоянии: "данные изъяты" метров восточнее пос.Среднесибирский Среднесибирского сельсовета Тальменского района Алтайского края, "данные изъяты" метров западнее с.Новотроицк Новотроицкого сельсовета Тальменского района Алтайского края; возложении на Правительство Алтайского края обязанности вынести решение о принятии в государственную собственность субъекта Алтайского края указанных скотомогильников, а также земельных участков под ними в срок до 30 августа 2022 г.; возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества Алтайского края в отношении указанных скотомогильников, а также земельных участков под ними в срок до 30 августа 2022 г.; возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию указанных скотомогильников в срок до 31 декабря 2024 г.
Требования мотивирует тем, что названные скотомогильники не оформлены в собственность Алтайского края, являются бесхозяйными, их надлежащее содержание не осуществляется. Непринятие мер к постановке на кадастровый учет данных объектов может повлечь угрозу массового распространения заболеваний, общих для животных и человека, что приведет к нарушению права на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации. В настоящее время меры к постановке на кадастровый учет и принятию в собственность Алтайского края указанных скотомогильников не принимаются.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 20 мая 2022 г. административные исковые требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Правительства Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Алтайского края на скотомогильники, расположенные на расстоянии: "данные изъяты" метров восточнее пос.Среднесибирский Среднесибирского сельсовета Тальменского района Алтайского края; "данные изъяты" метров западнее с.Новотроицк Новотроицкого сельсовета Тальменского района Алтайского края. На Правительство Алтайского края возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение о принятии в государственную собственность субъекта Алтайского края указанных скотомогильников, а также земельных участков под ними. На Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня принятия Правительством Алтайского края решения о принятии скотомогильников в государственную собственность Алтайского края обеспечить государственный регистрационный учет и внесение сведений в реестр государственного имущества Алтайского края в отношении указанных скотомогильников, а также земельных участков под ними. На Управление ветеринарии Алтайского края возложена обязанность организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию скотомогильников, в срок до 31 декабря 2024 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 июля 2022 г. принят отказ прокурора Тальменского района Алтайского края от административного иска в части требований о возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию скотомогильников, расположенных на расстоянии: "данные изъяты" метров восточнее пос. Среднесибирский Среднесибирского сельсовета Тальменского района Алтайского края, "данные изъяты" метров западнее с.Новотроицк Новотроицкого сельсовета Тальменского района Алтайского края. Решение Тальменского районного суда Алтайского края от 20 мая 2022 г. в данной части отменено, производство по административному делу в данной части прекращено. В остальной части решение Тальменского районного суда Алтайского края от 20 мая 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что незаконное бездействие Правительства административным истцом не доказано, в связи с чем основания возложения обязанности совершить действия отсутствуют. Полагает, что в компетенцию Правительства не входят обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов, также постановка скотомогильников на кадастровый учет и их регистрация. Указывает, что на федеральном уровне не установлены требования к порядку ликвидации на территории субъектов Российской Федерации скотомогильников. Таким образом, принятый Правительством Порядок не противоречит действующим федеральным нормам права в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на территории Тальменского района Алтайского края установлены два действующих бесхозяйных скотомогильника, расположенных на расстоянии "данные изъяты" метров восточнее пос.Среднесибирский Среднесибирского сельсовета и на расстоянии "данные изъяты" метров западнее с.Новотроицк Новотроицкого сельсовета.
Указанные скотомогильники на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности Алтайского края на них не зарегистрировано.
Приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 года N 118-п указанные скотомогильники включены в перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации.
Согласно данному приказу скотомогильник, расположенный на расстоянии "данные изъяты" метров восточнее пос.Среднесибирский Среднесибирского сельсовета Тальменского района Алтайского края, подлежит ликвидации в 2024 г, скотомогильник, расположенный на расстоянии "данные изъяты" метров западнее с.Новотроицк Новотроицкого сельсовета Тальменского района Алтайского края, - в 2025 г.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что вышеуказанные скотомогильники являются бесхозяйными, в связи с чем, несмотря на решение о их ликвидации, подлежат постановке на кадастровый учет и оформлению в собственность Алтайского края для надлежащего контроля за их состоянием, установления санитарно-защитных зон, а потому нашло подтверждение бездействие Правительства Алтайского края как органа, уполномоченного на управление и распоряжение собственностью Алтайского края, чем нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создана угроза здоровью людей, имеются основания к понуждению последнего к вынесению решения о принятии в государственную собственность субъекта Алтайского края указанных скотомогильников, а также возложению на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности по обеспечению их государственного регистрационного учета и внесению сведений в реестр собственности Алтайского края.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. В связи с отказом от административного иска в части требований о возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию указанных скотомогильников, в указанной части производство по административному делу прекращено.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывается, что для возложения обязанности устранить нарушение прав неопределённого круга лиц, судом должны быть признаны незаконными действия (бездействия) органа исполнительной власти и установлено нарушение прав, однако административным истцом не были заявлены вышеуказанные требования. Выражает несогласие с выводами суда о возложении обязанности на подателя кассационной жалобы принять меры к включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведения, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении перечисленных скотомогильников. В полномочия Правительства Алтайского края, являющегося высшим исполнительным органом субъекта не входят обязанности по ведению реестра краевого имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что на территории Тальменского района Алтайского края находятся бесхозяйные скотомогильники, скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административный ответчик обязан обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении данных объектов, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие признания судом незаконного бездействия не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта.
Данные доводы административного ответчика являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правовая и фактическая оценка, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что поскольку исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований необходимо установление факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности, а административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62, части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию предусмотренных законом полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствуют доказательства принятия в собственность Алтайского края спорных бесхозяйных скотомогильников, соответствующее незаконное бездействие явилось основанием для возложения на ответчика указанных в решении суда конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии у Правительства края права зарегистрировать право собственности на скотомогильник, оформление прав на него, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности оформления права собственности на спорные скотомогильники, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней; наличие бесхозяйных скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принятие в отношении спорных скотомогильников управлением ветеринарии Алтайского края решения о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства Алтайского края обязанности принять их в собственность Алтайского края, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией. Период ликвидации спорных скотомогильников определен до 2024 и 2025 гг, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации. Кроме того, принятие в собственность требуется и для исполнения обязанности по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2022 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.