Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2006 г. N А56-11774/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
3судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Овчинникова Е.В. (доверенность от 27.12.2005), от Министерства финансов Российской Федерации Степанова С.Г. (доверенность от 03.02.2006),
рассмотрев 18.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2006 по делу N А56-11774/2005 (судья Орлова Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области о взыскании 756 790 руб. 20 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в июле 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате проездных железнодорожных документов во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 29.08.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Решением от 31.03.2006 исковые требования ОАО "Российские железные дороги" полностью удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации 756 790 руб. 20 коп. В иске к Комитету финансов Ленинградской области отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, вина Минфина в причинении убытков истцу отсутствует, поскольку он перечислил Министерству труда и социального развития Российской Федерации, являющемуся главным распорядителем средств федерального бюджета, все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на эти цели, к тому же, он не является стороной договора на оказание услуг по перевозке льготной категории граждан. Кроме того, он считает неправомерным принятие судом в качестве доказательства предоставления льгот реестра оформления льготных проездных документов, составленных с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс".
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, истцом в июле 2004 года в соответствии со статьей 30 Закона отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон N 186-ФЗ) предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций на финансирование расходов, предусмотренных Законом.
На основании данной нормы предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", согласно приложению 14 к Закону N 186-ФЗ.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (далее - Порядок). В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот.
Согласно пункту 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание, что Минфин не представил доказательств в обоснование своих возражений о наличии неиспользованных средств на счетах главного распорядителя средств федерального бюджета и подведомственных получателей бюджетных средств, суд правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав компенсацию расходов истца с Минфина за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы об отсутствии его вины в причинении убытков истцу, кассационной инстанцией не принимается, поскольку правоотношения, возникающие между предприятиями, оказывающими льготные услуги, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты этим предприятиям, являются не гражданско-правовыми, а бюджетно-финансовыми, и обязанность компенсировать расходы истца, возникшие в результате предоставления льгот, установленных Законом, не может быть поставлена в зависимость лишь от наличия вины этих органов.
Довод подателя жалобы о том, что в сумму взыскиваемых убытков включен размер налога на добавленную стоимость, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Из представленных истцом документов, подтверждающих расчет суммы иска, следует, что указанный налог в нее не включен Данное обстоятельство подтверждается также справкой, подписанной первым заместителем начальника финансовой службы ОАО "Российские железные дороги", из которой следует, что в итоговые суммы налог на добавленную стоимость не включен.
Учитывая, что кассационной инстанцией не установлено нарушении норм материального или процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2006 по делу N А56-11774/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2006 г. N А56-11774/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника