Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2591/2022 (УИД: 42RS0009-01-2022-003276-92) по иску Никулина Вадима Александровича, Халтурина Сергея Анатольевича, Терехова Сергея Владимировича к акционерному обществу "Кемвод" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе представителя Никулина Вадима Александровича, Халтурина Сергея Анатольевича - Сыманюк Елизаветы Андреевны на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения Халтурина Сергея Анатольевича, представителя Никулина Вадима Александровича и Халтурина Сергея Анатольевича - Сыманюк Елизаветы Андреевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, Терехова Сергея Владимировича, выразившего мнение в поддержку доводов кассационной жалобы, представителя акционерного общества "Кемвод" Ващенко Валентины Герасимовны, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никулин Вадим Александрович (далее - Никулин В.А.), Халтурин Сергей Анатольевич (далее - Халтурин С.А.), Терехов Сергей Владимирович (далее - Терехов С.В.) обратились с иском к акционерному обществу "Кемвод" (далее - АО "Кемвод") о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что состоят в трудовых отношениях с АО "Кемвод". Никулин В.А. и Халтурин С.А. работают в должности машиниста крана автомобильного 7 разряда, Терехов С.В. - в должности водителя автомобиля 5 разряда.
В связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Халтурин С.А. и Терехов С.В. отстранены от работы с 8 ноября 2021 г, Никулин В.А. - с 10 ноября 2021 г.
С 10 марта 2022 г. Никулин В.А, Халтурин С.А. и Терехов С.В. допущены к работе и восстановлены в своих должностях. Однако со дня отстранения от работы и до дня фактического допуска к работе им не поступала оплата труда.
Обращаясь с иском в суд, Никулин В.А, Халтурин С.А. и Терехов С.В. ссылались на то, что приказы АО "Кемвод" об отстранении работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются незаконными, поскольку основаны на неправильном толковании санитарного и трудового законодательства. АО "Кемвод" не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, иммунопрофилактика граждан является добровольной. Все нормы устанавливают цель проведения профилактических прививок, порядок и условия их проведения, но не возлагают обязанности на работодателей по обязательной иммунизации сотрудников от новой коронавирусной инфекции. Таким образом, обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками против новой коронавирусной инфекции действующим законодательством не предусмотрена. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок. По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации.
Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. Поскольку постановления Главного санитарного врача по Кемеровской области от 17 июня 2021 г..N 10 и от 17 июля 2021 г..N 12 не содержат никаких правовых последствий в случае отказа работника от вакцинации новой коронавирусной инфекции, то ни на основании абзаца 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, ни на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г..N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" АО "Кемвод" не мог отстранить их от работы. Отстранение их от работы является незаконным, так как выполняемая ими работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок. Поскольку заработная плата от работодателя в период незаконного отстранения от работы не поступала, им должен быть возмещен не полученный заработок за время вынужденного прогула.
Никулин В.А, Халтурин С.А. и Терехов С.В, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просили суд признать незаконными и отменить приказы об отстранении от работы, взыскать с АО "Кемвод" в пользу Никулина В.А. 100 425 рублей, в пользу Терехова С.В. 75 886, 80 рублей, в пользу Халтурина С.А. 80 565, 60 рублей, обязать АО "Кемвод" произвести отчисления страховых взносов от заработной платы, начиная с момента отстранения от работы по день фактического восстановления на работе, в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Определением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 6 июня 2022 г. к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области. Протокольным определением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 6 июня 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 сентября 2022 г, исковые требования Никулина В.А, Халтурина С.А, Терехова С.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителем Никулина В.А. и Халтурина С.А. - Сыманюк Е.А. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 июня 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 сентября 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Халтурин С.А, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе представителя Никулина В.А. и Халтурина С.А. - Сыманюк Е.А, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Поскольку Тереховым С.В. решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловалось, кассационная жалоба им не подана, то постановленные по настоящему делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований Терехова С.В. предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не являются.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Никулин В.А, Халтурин С.А. состоят в трудовых отношениях с АО "Кемвод". Никулин В.А. и Халтурин С.А. работают в должностях машиниста крана автомобильного 7 разряда.
В целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (с изменениями от 19 октября 2021 г.), Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 20 октября 2021 г. N 147-рг "О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" 22 октября 2021 г. генеральным директором АО "Кемвод" издан приказ N "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения коронавирусной инфекции", в пункте 1.2 которого установлены сроки проведения профилактических прививок работникам по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - до 7 ноября 2021 г. первым компонентом, до 7 декабря 2021 г. вторым компонентом. В пункте 1.4 предусмотрено отстранение от работы работников, отказавшихся от прививки без уважительной причины в соответствии с абзацем 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, с вручением уведомления.
С данным приказом Никулин В.А, Халтурин С.А. ознакомлены под роспись 27 октября 2021 г. Им вручены уведомления о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины в срок до 7 ноября 2021 г.
Согласно протоколу N общего собрания представителей трудового коллектива по вопросам вакцинации сотрудников АО "Кемвод", проведенного 29 октября 2021 г, было принято решение рекомендовать работодателю выдать не привившимся работникам уведомление об отстранении от работы с 8 ноября 2021 г. до окончания периода эпидемиологического неблагополучия.
В связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании абзаца 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (с изменениями от 19 октября 2021 г.), Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 20 октября 2021 г. N 147-рг "О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказа генеральным директором АО "Кемвод" от 21 октября 2021 г. N, протокола N общего собрания представителей трудового коллектива по вопросам вакцинации сотрудников АО "Кемвод", проведенного 29 октября 2021 г, генеральным директором АО "Кемвод" 8 ноября 2021 г. издан приказ N П-251/2021, согласно которому Халтурин С.А. отстранен от работы на период с 8 ноября 2021 г. до момента прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или нормализации эпидемиологической обстановки, без начисления заработной платы на весь период отстранения.
В связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании абзаца 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (с изменениями от 19 октября 2021 г.), Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 20 октября 2021 г. N 147-рг "О мероприятиях, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказа генеральным директором АО "Кемвод" от 21 октября 2021 г. N, протокола N общего собрания представителей трудового коллектива по вопросам вакцинации сотрудников АО "Кемвод", проведенного 29 октября 2021 г, генеральным директором АО "Кемвод" 10 ноября 2021 г. издан приказ N П-253/2021, согласно которому Никулин В.А. отстранен от работы на период с 10 ноября 2021 г. до момента прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или нормализации эпидемиологической обстановки, без начисления заработной платы на весь период отстранения.
С приказом генерального директора АО "Кемвод" от 8 ноября 2021 г. N Халтурин С.А. ознакомлен 10 ноября 2021 г.
С приказом генерального директора АО "Кемвод" от ДД.ММ.ГГГГ N Никулин В.А. ознакомлен 10 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г. Халтуриным С.А. даны объяснения, согласно котором он отказывается от прививки, поскольку считает ее небезопасной.
10 ноября 2021 г. Никулиным В.А. даны объяснения, согласно котором он никогда не ставит прививок.
Уведомлениями от 28 декабря 2021 г. Халтурину С.А. повторно предложено дать объяснения по поводу отказа от вакцинации, представить справку из медицинского учреждения о наличии постоянных или временных противопоказаний либо представить результаты теста на наличие антител к COVID-19 или ПЦР тест.
Уведомлениями от 2 марта 2022 г. Никулину В.А, Халтурину С.А. предложено пройти тестирование на наличие антител за счет средств работодателя.
Результаты исследований были получены цеховым терапевтом, который дал согласие на допуск истцов к работе.
Приказом генерального директора АО "Кемвод" от 10 марта 2022 г. N Никулин В.А. и Халтурин С.А. с 10 марта 2022 г. допущены к работе.
Судом первой инстанции также установлено, что АО "Кемвод" является организацией энергетики.
Оставляя без удовлетворения исковые требования Никулина В.А, Халтурина С.А. о признании незаконными приказов об отстранении от работы, суд первой инстанции исходил из того, что АО "Кемвод" обоснованно изданы приказы об отстранении Никулина В.А. и Халтурина С.А. от работы, поскольку они добровольно отказались от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины; процедура отстранения сотрудников от трудовых обязанностей АО "Кемвод" соблюдена.
При этом, суд первой инстанции указал, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Не установив факт нарушения ответчиком трудовых прав Никулина В.А. и Халтурина С.А, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за время отстранения от работы, произвести отчисления страховых взносов от заработной платы, начиная с момента отстранения от работы по день фактического восстановления на работе, в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений наряду с Российской Федерацией обладают и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2 и 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов "в", "г" п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставляются полномочия давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 п. 2 ст. 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подп. 6 п. 1 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавшие до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, действующие с 1 сентября 2021 г.
Согласно, п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (п. 16).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
В действовавший по 30 декабря 2021 г. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям", внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям в организациях энергетики.
С 31 декабря 2021 г. действует Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", который содержит аналогичные положения.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 16 марта 2020 г. на территории Кемеровской области - Кузбасса введен режим повышенной готовности.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации (п. 66 СанПиН 3.3686-21).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п. 67 СанПиН 3.3686-21).
Во исполнение указанных норм права с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Кемеровской области Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области - Кузбассу 17 июня 2021 г. вынесено Постановление N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
17 июля 2021 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу внесены изменения в Постановление Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу внесены изменения в Постановление от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в соответствии с которыми подп. 1.2 Губернатору Кемеровской области - Кузбасса предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан в соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н, взрослым, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора, в том числе в организациях энергетики.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу от 19 октября 2021 г. внесены изменения в Постановление от 17 июня 2021 г. N 10 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в соответствии с которыми подп. 2.1 руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса, в сферах, установленных, в том числе подп. 1.2 предписано для категорий граждан, перечисленных, в том числе в п. 1.2 в срок до 25 ноября 2021 г. организовать и обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
Из письма Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-Т3 следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Таким образом, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Согласно абзацу 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Принимая обжалуемые судебные постановления, судебные инстанции, установив, что истцы Никулин В.А. и Халтурин С.А. добровольно отказались от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, пришли к правомерным выводам об обоснованности издания работодателем приказов об отстранении Никулина В.А. и Халтурина С.А. от работы до момента прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или нормализации эпидемиологической обстановки, без начисления заработной платы на весь период отстранения, в связи с чем правильно оставили их исковые требования без удовлетворения, поскольку Никулин В.А. и Халтурин С.А. являются работниками организации отрасли, в отношении которой Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области - Кузбассу вынесено постановление о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то работодатель, в связи с отсутствием у Никулина В.А. и Халтурина С.А. прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в силу положений абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абзаца 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" исполнил свою обязанность по отстранению их от работы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе сводятся к тому, что отстранение Никулина В.А. и Халтурина С.А. от работы является незаконным, не опровергают правильность выводов судебных инстанций о наличии оснований для отстранения Никулина В.А. и Халтурина С.А. от работы, поскольку в данном случае отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении ими своих должностных обязанностей.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение Никулина В.А. и Халтурина С.А. от работы, ввиду отказа от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку их трудовая деятельность подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка на судебную практику во внимание судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не принимается, поскольку обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а выводы по иным делам преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция по конкретному делу не является обязательной для применения при разрешении гражданских дел.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от судов толкование положений закона, не подтверждает допущенных судами при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 сентября 2022 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Никулина Вадима Александровича, Халтурина Сергея Анатольевича - Сыманюк Елизаветы Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.