Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1045/2022 (УИД: 38RS0003-01-2022-000554-43) по иску Ворсиной Светланы Петровны к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 35" муниципального образования города Братска о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ворсиной Светланы Петровны на решение Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ворсина Светлана Петровна (далее - Ворсина С.П, истец) обратилась с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 35" муниципального образования города Братска (далее - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35", ответчик) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Ворсина С.П. указала, что с 10 ноября 1997 г. работает в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35" лаборантом кабинета информатики 5 разряда.
Приказом от 10 января 2022 г. N Ворсина С.П. отстранена от работы без начисления заработной платы за весь период отстранения от работы, в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на период ее похождения либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области.
С приказом Ворсина С.П. ознакомлена 10 января 2022 г. под роспись, указала, что с приказом не согласна.
Обращаясь с иском в суд, Ворсина С.П. ссылалась на то, что приказ об отстранении ее от работы является незаконным, поскольку об отказе от вакцинации она не заявляла. Обязанность вакцинации против коронавирусной инфекции хоть и внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г..N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям", необходимость в вакцинации от COVID-19 определяет главный санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации грозит отстранением от работы лишь тем работникам, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г..N. Ее работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Кроме того, работодатель не рассмотрел вопрос о выполнении ее работы дистанционно, хотя она вполне могла исполнять свои должностные обязанности, не находясь на рабочем месте. Принуждение к вакцинации лекарственными препаратами, которые не прошли клинических испытаний в полном объеме является незаконным. Лекарственные препараты (вакцины), которые предлагаются для профилактических прививок в России, проходящие в настоящий момент, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств, клинические исследования (испытания) сроком до 31 декабря 2022 г, данные испытания еще не прошли.
Принудительная вакцинация, проводимая в Российской Федерации в настоящее время, относится к категории медицинских опытов над человеком, что запрещено не только нормами Конституции Российской Федерации, но и Нюрнбергским кодексом 1947 г..Работодатель, принуждая ее к незаконной вакцинации с использованием вакцин, которые не прошли до конца клинические исследования (испытания), а их срок определен до 31 декабря 2022 г, действует за пределами своих полномочий и превышает свои полномочия. Ей не была предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования.
В результате незаконного отстранения от работы Ворсина С.П. была лишена возможности трудиться и, не получила всего заработка за период с 10 января 2022 г. в сумме 15 523, 87 рубля (на 10 февраля 2022 г).
Ворсина С.П. просила суд признать незаконным приказ от 10 января 2022 г. N об отстранении от работы, взыскать с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35" средний заработок за время вынужденного прогула с 10 января 2022 г. по день восстановления на работе в сумме 15 523, 87 рублей, компенсацию морального вреда, причиненного незаконным отстранением от работы, в сумме 100 000 рублей.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Ворсиной С.П. отказано.
В кассационной жалобе Ворсиной С.П. ставится вопрос об отмене решения Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35", сведений о причине неявки не представил.
7 декабря 2022 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство Ворсиной С.П. об отложении судебного заседания в связи с занятостью ее представителя в судебном заседании Иркутского областного суда по уголовному делу.
Разрешая заявленное ходатайство судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание, что в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) задачей гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, судопроизводство в судах, согласно ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ должно осуществляться в разумные сроки, и учитывая, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заблаговременно, в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, явка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, не находит оснований для удовлетворения ходатайства Ворсиной С.П. об отложении судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле. При этом доказательств занятости представителя в судебном заседании Иркутского областного суда по уголовному делу представлено не было. Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство Ворсиной С.П. о ее участии в судебном заседании по видеоконференц - связи, в которое она не явилась, не представив сведений об уважительности своего отсутствия.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из того, что в силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд кассационной инстанции, вне зависимости от ее причин, в том числе невозможность участия представителя ввиду занятости, не является препятствием для рассмотрения дела. Такое правовое регулирование обусловлено спецификой кассационного производства, не предполагающей исследование и установление фактических обстоятельств дела, которые ранее не были предметом оценки суда первой и второй инстанций, что позволяет участвующим в деле лицам полноценно отстаивать свою позицию и без личного участия в процессе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено, что Ворсина С.П. с 28 октября 1997 г. состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35", с 1 сентября 2018 г. работает в должности лаборанта кабинета информатики на 0, 5 ставки.
Согласно уставу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35", утвержденному приказом начальника департамента образования администрации города Братска от 27 сентября 2017 г. N, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35" является образовательной организацией.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35" 19 октября 2021 г. издан приказ N, согласно которому всем работникам, не имеющим на 19 октября 2021 г. профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции и документального подтверждения противопоказаний к ней, необходимо в срок до 25 ноября 2021 г. пройти обязательную вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины.
С указанным приказом Ворсина С.П. ознакомлена 19 октября 2021 г.
30 октября 2021 г. Ворсиной С.П. вручено уведомление о необходимости вакцинации с разъяснением последствий отказа от прохождения обязательной вакцинации.
Приказом директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" от 24 ноября 2021 г. N работникам в срок до 25 ноября 2021 г. поручено предоставить в отдел кадров имеющиеся сертификаты о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или информацию об отказе от прохождения вакцинации.
8 декабря 2021 г. Ворсиной С.П. повторно вручено уведомление о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо представления документального подтверждения медицинских противопоказаний к профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); разъяснено, что в случае отказа от прохождения вакцинации (при отсутствии документально подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке) она будет отстранена от работы (не допущена к работе) без начисления заработной платы.
На уведомлении Ворсина С.П. указала, что ознакомлена, не согласна.
На основании справок ОГАУЗ "Братская городская больница N" Ворсиной С.П. предоставлен медицинский отвод от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в периоды с 23 ноября 2021 г. на 14 дней и с 7 декабря 2021 г. на 1 месяц.
На основании абзаца 3 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абзацев 8, 9, 10 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35" 10 января 2022 г. издан приказ N, согласно которому Ворсина С.П. с 11 января 2022 г. отстранена от работы на весь период времени до отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", либо до момента прохождения работником обязательной вакцинации и предоставления работодателю соответствующего документа, выданного медицинской организацией.
10 января 2022 г. Ворсина С.П. с приказом ознакомлена, указала, что считает приказ незаконным, поскольку ее принуждают к вакцинации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ворсиной С.П. о признании незаконным приказа об отстранении от работы суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно издан приказ об отстранении Ворсиной С.П. от работы до прохождения обязательной вакцинации и предоставления работодателю соответствующего документа, выданного медицинской организацией, либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" и благополучной эпидемической ситуации по новой коронавирусной инфекции, поскольку она добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, а также в срок, указанный в приказе не предоставила документальное подтверждение противопоказаний к профилактической прививки, против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Не установив факт нарушения ответчиком трудовых прав Ворсиной С.П, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласно п. 2 ст. 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений наряду с Российской Федерацией обладают и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6 этого же закона).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2 и 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов "в", "г" п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, главным государственным санитарным врачам предоставляются полномочия давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 п. 2 ст. 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подп. 6 п. 1 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавшие до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, действующие с 1 сентября 2021 г.
Согласно, п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (п. 16).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
В действовавший по 30 декабря 2021 г. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемических показаниям", внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям в организациях энергетики.
С 31 декабря 2021 г. действует Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", который содержит аналогичные положения.
Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что на территории Иркутской области указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 18 марта 2020 г. введен и действует режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации (п. 66 СанПиН 3.3686-21).
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (п. 67 СанПиН 3.3686-21).
15 октября 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Иркутской области вынесено постановление N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", которым в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Иркутской области определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая работников образовательных организаций (п. 1, п. 1.1).
Согласно п. 7 указанного постановления руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, рекомендовано в срок до 25 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Из письма Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-Т3 следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Таким образом, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Согласно абзацу 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Принимая обжалуемые судебные постановления, судебные инстанции, установив, что Ворсина С.П. добровольно отказалась от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, в срок, указанный в приказе не предоставила документальное подтверждение противопоказаний к профилактической прививки, против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пришли к правильным выводам о правомерности издания работодателем приказа об отстранении Ворсиной С.П. от работы до прохождения обязательной вакцинации и предоставления работодателю соответствующего документа, выданного медицинской организацией, либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" и благополучной эпидемической ситуации по новой коронавирусной инфекции, в связи с чем правильно отказали в удовлетворении исковых требований Ворсиной С.П, поскольку она является работниками организации отрасли, в отношении которой Главным государственным санитарным врачом по Иркутской области вынесено постановление о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то работодатель, в связи с отсутствием у Ворсиной С.П. прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в силу положений абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абзаца 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" исполнил свою обязанность по отстранению ее от работы.
Доводы кассационной жалобы о том, что Ворсину С.П. могли отстранить от работы лишь при наличии постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в ее отношении и при наличии признаков заболевания, однако, постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в отношении Ворсиной С.П. не выносилось, признаков заболевания не имелось, основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, и основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются.
Не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы о том, что нарушены конституционные права Ворсиной С.П, поскольку отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей.
Отстранение истца от работы, ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и детей, в связи с чем отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от судов толкование положений закона, не подтверждает допущенных судами при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ворсиной Светланы Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.