Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Печуриной Ю.А. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 23OS0000-01-2022-000779-24 (N 3а-1033/2022) по административному исковому заявлению Хмельницкой Людмилы Алексеевны об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 и от 26 декабря 2018 г. N 3043, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ был официально опубликован 26 декабря 2017 г, вступил в силу и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2018 г.
Пунктом 33577 в указанный перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 3144, 2 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес"
На очередной налоговый период здание также было включено в аналогичный перечень, утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N Nпункт 38593).
Данный приказ опубликован 27 декабря 2018 г. и вступил в силу с 1 января 2019 г.
Собственник здания Хмельницкая Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании в данной части перечней недействующими, указав в обоснование на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, что нарушает ее права как налогоплательщика.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены письменные возражения.
Представитель административного истца ФИО10 принимавшая участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда, в ходе заседания суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
Заслушав объяснения сторон, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО11 считавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
С учетом приведенных выше положений закона, а также Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 г. N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", постановления главы администрации Краснодарского каря от 23 апреля 2007 г. N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края", нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законодательством требований к форме, порядку принятия и введению в действие и по данному основанию не оспариваются.
Проверяя содержание перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности включения в них здания, принадлежащего административному истцу.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) включению в перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным ответчиком, принадлежащее на праве собственности Хмельницкой Л.А. нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 3144, 2 кв. м, местоположением: "адрес", включено в оспариваемые перечни на 2018 и 2019 годы исходя из его фактического использования в целях административно-делового назначения на основании акта обследования от 18 октября 2016 г.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимости - нежилое административное здание, расположенное на земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, не соответствует установленным законодательством критериям, установление вида фактического использования здания проведено с нарушением соответствующей процедуры.
На момент составления акта обследования здания действовал Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденный приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 г. N 752.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка в перечень нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых на территории Краснодарского края налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на очередной налоговый период включаются объекты недвижимого имущества (здания (строения, сооружения) и помещения), вид фактического использования которых определен департаментом имущественных отношений Краснодарского края до 15 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса, невозможно определить на основании сведений государственного кадастра недвижимости и (или) кадастровых паспортов и (или) документов технического учета (инвентаризации).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений может определяться путем выездного обследования либо на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, предоставляемых по запросу Департамента федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления (пункт 3).
Доля фактически используемой в целях, указанных в пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса, площади здания (строения, сооружения) или помещения (далее - фактически используемая площадь) определяется как отношение выявленной в ходе обследования площади, непосредственно используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади здания (строения, сооружения) или помещения.
При расчете доли фактически используемой площади здания (строения, сооружения) используются сведения о площади соответствующих помещений в здании (строении, сооружении) и общей площади соответствующего здания (строения, сооружения), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и (или) документах технической инвентаризации.
При расчете доли фактически используемой площади помещения используются сведения замеров площади помещения, используемой в целях, указанных в пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса, и сведения об общей площади помещения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и (или) документах технической инвентаризации (пункт 9).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 был утвержден действующий Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 5 данный документ вступил в силу на следующий день после официального опубликования (опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края - 27 апреля 2017 г.).
Согласно пункту 3 указанного Порядка в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Судом установлено, что мероприятия по обследованию здания и помещений в нем на предмет их фактического использования проведены 18 октября 2016 г, о чем составлен акт, из которого следует, что путем визуального осмотра определено использование примерно 1600 кв. м (примерно 50 %) общей площади здания под офисы, примерно 600 кв. м (примерно 20 %) - здравоохранение (медицинский центр), примерно 400 кв. м (примерно 12 %) - спортивно-оздоровительные цели (академия боевых искусств), примерно 200 кв. м (примерно 6 %) - образование (школа танцев), примерно 400 кв. м (примерно 12 %) - бытовое обслуживание (ателье).
Оценив критически данный акт обследования, суд правильно исходил из того, что в нарушение требований приведенных выше порядков определения вида фактического использования зданий, акт составлен формально, вывод в акте об использовании более 20 процентов площади здания под офисы, основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели, а только исходя из визуального осмотра объекта недвижимости. При этом в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания фотосъемка помещений не производилась, к акту приложена фототаблица, на которой отображен фасад здания, входные группы без привязки к конкретным этажам и помещениям. В последующем на момент включения здания в перечни объектов недвижимого имущества на 2018 и 2019 годы его фактическое использование не устанавливалось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив технический паспорт на административное здание инвентарный номер 3603, составленный Краснодарским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарском краю по состоянию на 10 февраля 2015 г, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в нем помещений, площадью не менее 20 процентов общей площади здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Представленная по запросу судебной коллегии ГБУ Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" (ответ от 2 декабря 2022 г.) и ППК "Роскадастр" (ответ от 5 декабря 2022 г.) информация о результатах технической инвентаризации нежилого административного здания по тому же адресу по состоянию на 12 июля 2007 г, 9 сентября 2008 г. и 7 февраля 2013 г. выводов суда не опровергают, поскольку указанные технические паспорта изготовлены на объекты с иной площадью.
При таких обстоятельствах, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), не оспариваемый административным истцом факт размещения на момент обследования в 2016 году в здании организаций, оказывающих образовательные и медицинские услуги не может служить основанием для отказа в удовлетворении соответствующих административных исковых требований, поскольку указанная деятельность согласно "ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", не может быть отнесена к бытовому обслуживанию и не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств тому, что на момент включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества 20 и более процентов от общей площади здания предусматривали размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также фактически использовались в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судом правильно, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с нормами процессуального права.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.