Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.
судей Стаховой Т.М. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Гордали М.Э.
с участием прокурора Курышкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 ноября 2022 года - 8 декабря 2022 года административное дело N3а-130/2022 по иску Регионального общественного движения за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" о признании недействующим приказа Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N19 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области" по апелляционным жалобам Регионального общественного движения за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" и Какоулина Геннадия Васильевича на решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, представителей Регионального общественного движения за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" Тимченко О.А, Шишкину А.В, Ро О.И, представителей Комитета Ленинградской области по обращению с отходами Прусакова Д.А, Мочалову А.О, Какоулина Г.В, его представителя адвоката Гирляндина А.А, прокурора, судебная коллегия
установила:
Комитет Ленинградской области по обращению с отходами согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 8 июля 2020 года N490, является отраслевым органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами и в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами; принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов (пункты 1.1, 1.6, 2.1.21).
Приказом Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N19 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области согласно приложению, признан утратившим силу приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22 июля 2019 года N5 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
Приказ опубликован на интернет-портале Администрации Ленинградской области 22 декабря 2021 года.
Региональное общественное движение за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" (далее - РОД "Сердце Карельского перешейка") обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа от 17 декабря 2021 года N 19 со дня вступления решения суда в законную силу, указывая на несоответствие приказа законодательству, имеющему большую юридическую силу, ввиду незаконности отдельных положений Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области (далее - Территориальная схема), а также Территориальной схемы в целом.
Истец ссылается на противоречие нормам Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N1130 (далее - Правила N1130) Приложений 2.1, 3, 4.1, таблиц 1-4 Приложения 5, раздела 5, Приложения 6, строки 6 таблицы 5 раздела 8 Территориальной схемы, на противоречие законодательству Территориальной схемы в целом в связи с отсутствием в ней необходимых данных, неопределенностью содержания, указывает на нарушение оспариваемым актом интересов участников общественного движения, проживающих на территории Ленинградской области, на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, права на информацию о состоянии окружающей среды и в области обращения с отходами.
Административный истец полагает, что на графических изображениях источников образования отходов и мест накопления отходов (картах), являющихся Приложениями 2.1 и 4.1 к Территориальной схеме, в нарушение абзацев 1, 5 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, подпункта "б" пункта 6 Правил N1130 некорректно отображено расположение источников образования отходов, мест накопления отходов, данные карт при визуальном просмотре не масштабируются;
в Приложении 3 в нарушение абзаца 3 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 7 Правил N1130 отсутствуют сведения о количестве образованных отходов с разбивкой по классам опасности и видам отходов, а также сведения об образующихся твердых коммунальных отходах;
в Приложении 5 в нарушение подпункта "в" пункта 10 Правил N1130 отсутствуют данные о количестве отходов с разбивкой по видам отходов; в нарушение подпунктов "г", "д" пункта 10 Правил N1130 отсутствуют сведения о действующих объектах обращения с отходами;
в Приложении 6 в нарушение пункта 11 Правил N1130 отсутствуют сведения о соотношении количества образующихся на территории Ленинградской области и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов);
в разделе 5 Территориальной схемы в нарушение абзаца 8 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, подпунктов "б", "в", "г" пункта 8 Правил N1130 отсутствуют данные о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов, о доле обезвреженных твердых коммунальных отходов (ТКО) в общем количестве образованных ТКО;
в нарушение абзаца 14 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 17 Правил N1130 в составе Территориальной схемы отсутствует электронная модель территориальной схемы;
Территориальная схема противоречит части 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, т.к. не соответствует Схеме территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами: в таблице 5 раздела 8 в строке 6 (так указано) содержится информация о планируемом размещении в Рощинском и Пионерском лесничествах объекта "Комплекс по обработке, обезвреживанию размещению, утилизации отходов" общей площадью 443, 39 га, тогда как документом территориального планирования предусмотрено размещение объекта с назначением "обработка, утилизация, размещение отходов" в Пионерском и Рябовском лесничествах меньшей общей площадью 259, 566 га.
Решением Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года требования удовлетворены частично, приказ Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N 19 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в следующей части:
- Приложение 5 таблица 1 объект N15 отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне и о положительном заключении государственной экологической экспертизы, - Приложение 5 таблица 1 объект N20 отсутствуют сведения о положительном заключении государственной экологической экспертизы, - Приложение 5 таблица 2 объект N11 отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне, - Приложение 5 таблица 3 объекты N16, N23, N29 отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне, - Приложение 5 таблица 4 объекты N2 и N3 отсутствуют сведения о положительном заключении государственной экологической экспертизы, -Приложение 5 таблица 4 объекты N9 и N11 отсутствуют сведения о санитарно-защитной зоне и о положительном заключении государственной экологической экспертизы. В остальной части заявленных требований производство по административному делу прекращено.
В апелляционной жалобе РОД "Сердце Карельского перешейка" просит решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указывает на необоснованное прекращение судом производства по делу в части требований и ошибочность вывода суда о неприменении оспариваемого акта к административному истцу в связи с осуществлением им деятельности на территории только Выборгского района Ленинградской области, поскольку Территориальная схема действует на территории всей Ленинградской области, применяется в том числе к административному истцу и нарушает его право на благоприятную окружающую среду. РОД "Сердце Карельского перешейка" указывает, что отсутствие в Территориальной схеме обязательных сведений, предусмотренных федеральным законодательством, является основанием для признания нормативного акта не действующим полностью; ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в отсутствии в решении суда оценки доводов о несоответствии Территориальной схемы вышестоящему документу территориального планирования, и на то, что у суда имелись основания для признания недействующей строки 6 таблицы 5 раздела 8 Территориальной схемы в связи с ее противоречием Схеме территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 декабря 2021 года N806.
Лицом, не участвующим в деле, Какоулиным Г.В, "данные изъяты", подана апелляционная жалоба, в которой заявитель, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на окружающую среду, на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, на получение услуги по экономически обоснованной цене и на то, что решение суда принято о его правах и обязанностях, просит решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Какоулин Г.В. приводит доводы, аналогичные правовой позиции административного истца, считает, что суд неполно исследовал обстоятельства дела, не дал надлежащей оценки всем значимым обстоятельствам, что у суда не имелось оснований для прекращения производства по административному делу; указывает, что отсутствие в Территориальной схеме обязательных сведений относительно количества образующих отходов производства и потребления, о принятых и переработанных отходах на объектах обращения с отходами, о соотношении количества образующихся отходов противоречит закону, затрагивает права административного истца и самого Какоулина Г.В. на благоприятную окружающую среду; ссылается на отсутствие в решении суда выводов по поводу противоречия оспариваемого приказа документу территориального планирования.
Определением Ленинградского областного суда от 7 сентября 2022 года Какоулину Г.В. восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение суда от 23 мая 2022 года.
Комитет Ленинградской области по обращению с отходами в возражениях на апелляционную жалобу Какоулина Г.В. просит о возвращении жалобы на основании части 2 статьи 295, части 1 статьи 301 КАС РФ, указывая, что заявитель не является лицом, участвующим в деле, и лицом, в отношении которого решением суда были разрешены вопросы, связанные с лишением прав, ограничением в правах, наделением прав или обязанностей.
Прокурор, участвующий в деле, в возражениях на апелляционные жалобы истца и Какоулина Г.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Северо-Западное региональное управление Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в суд не направило.
Учитывая, что апелляционная жалоба Какоулина Г.В. фактически воспроизводит доводы жалобы административного истца, оспариваемый акт затрагивает права неопределенного круга лиц, судебная коллегия считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы Какоулина Г.В.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ в полном объеме независимо от доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования частично, в части требований производство по делу прекратить, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с вынесением в части нового решения и прекращением в части производства по делу.
Охрана окружающей среды и экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13.3. Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (часть 1).
Понятия отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов даны в статье 1 Закона об отходах производства и потребления.
Отходы производства и потребления (отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Требования к территориальным схемам обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в статье 13.3 Закона об отходах производства и потребления, согласно которой территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2) и должна включать в себя данные, указанные в части 3 статьи 13.3 названного Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, которые закрепляют требования к структуре и содержанию разделов территориальных схем.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции проверил обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, установил, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом исполнительной власти в пределах предоставленной компетенции, в надлежащей форме, официально опубликован; по проекту Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области с соблюдением требований пунктов 19-24 Правил N1130 проведено общественное обсуждение, процедура утверждения Территориальной схемы не нарушена.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на соответствие имеющему большую юридическую силу законодательству, суд согласился с частью доводов административного истца о противоречии Территориальной схемы положениям федерального законодательства, исходя из того, что в Территориальной схеме отсутствуют сведения о положительном заключении государственной экологической экспертизы и (или) о согласованной санитарно-защитной зоне в отношении десяти объектов обращения с отходами, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области, в связи с чем признал недействующим ряд норм Приложения 5, прекратив производство по делу в остальной части требований. Как видно из мотивировочной части решения суда, одновременно суд признал необоснованными по существу доводы истца о несоответствии оспариваемого акта пунктам 6, 10, 11, 17 Правил N1130, положениям статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, постановлению Правительства Ленинградской области от 14 декабря 2021 года N806.
Таким образом, резолютивная часть обжалуемого решения, согласно которой прекращается производство по остальной части заявленных требований, кроме тех, которые удовлетворены судом и указаны в резолютивной части, противоречит мотивировочной части решения суда, содержащей выводы, в соответствии с которыми суд признает часть требований истца необоснованными. В резолютивной части отсутствует указание на часть нормативного акта, в признании которой не действующей административному истцу отказано.
Данное нарушение норм процессуального права является существенным, в соответствии с частью 4 статьи 310 КАС РФ влечет отмену решения суда первой инстанции в полном объеме.
Кроме того, содержание резолютивной части решения суда не соответствует части 4 статьи 215 КАС РФ, т.к. в резолютивную часть включены излишние сведения об основаниях признания нормативного акта не действующим. В нарушение статьи 180, части 1 статьи 195 КАС РФ вопрос о прекращении производства по делу в части требований разрешен судом принятием судебного акта в форме решения.
Судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, выносит по административному делу два судебных акта, одним из которых принимает новое решение в части требований, другим - прекращает в части производство по делу.
В связи с отсутствием в деле полного текста Территориальной схемы с приложениями на бумажном или на электронном носителе копия документа истребована судом апелляционной инстанции и исследована в судебном заседании.
С выводом суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу в части заявленного требования судебная коллегия согласна, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" дополнительно разъяснено, что по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Абзацем 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что общественные объединения имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
Правом обращения в суды в защиту неопределенного круга лиц общественные объединения Федеральным законом N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не наделены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 мая 2018 года N1143-О, федеральный законодатель установилвозможность реализации права общественного объединения обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если такое право будет предусмотрено федеральным законом. Это является дополнительной гарантией судебной защиты для лиц, наделенных правом самостоятельно инициировать такую защиту.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
РОД "Сердце Карельского перешейка", являясь общественным объединением, действует в организационно-правовой форме общественного движения, членства не имеет.
Пунктом 2.1 Устава РОД "Сердце Карельского перешейка" предусмотрено, что целями деятельности движения являются сохранение природы и обеспечение экологической безопасности Выборгского района Ленинградской области, оказание помощи и содействие общественным инициативам граждан и организаций всех форм собственности в реализации мероприятий по сохранению и восполнению культурно-исторического наследия Выборгского района Ленинградской области, сохранению экологического статуса Выборгского района Ленинградской области (том 1 л.д.140).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что административный истец, являясь общественным движением, в силу части 2 статьи 208 КАС РФ, абзаца 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N7-ФЗ вправе оспаривать нормативный правовой акт по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, для достижения общественно-полезных целей, объединивших его участников, а также на основании части 1 статьи 208 КАС РФ - в собственных интересах как юридического лица.
Поэтому с учетом территориальной сферы и целей деятельности, определенных Уставом РОД "Сердце Карельского перешейка", в настоящем деле подлежат нормоконтролю приказ от 17 декабря 2021 года N19, являющаяся приложением к приказу Территориальная схема (с приложениями к ней) - в части норм общего характера, устанавливающих правовое регулирование в области обращения с ТКО, и в части норм, имеющих территориальную привязку к Выборгскому району Ленинградской области. Положения Территориальной схемы, не распространяющие свое действие на территорию Выборгского района Ленинградской области, предметом проверки в рамках абстрактного нормоконтроля по иску РОД "Сердце Карельского перешейка" являться не могут.
Каких-либо доводов и доказательств того, что нормы Территориальной схемы о схемах движения потоков ТКО в остальных районах Ленинградской области, кроме Выборгского; о планируемых к размещению и о выводимых из эксплуатации объектах обращения с отходами в других районах, о расположении мест накопления отходов и объектов обращения с отходами в других районах применялись в правоотношениях с РОД "Сердце Карельского перешейка" (как с юридическим лицом) или иным образом непосредственно затрагивают его права, в ходе разбирательства дела в судах первой и апелляционной инстанции истцом не представлены.
Иные доводы апелляционных жалоб судебная коллегия считает обоснованными в части.
Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области, согласно ее преамбуле, содержит данные о нахождении источников образования отходов с нанесением источников на карту Ленинградской области; данные о количестве образующихся отходов; данные о целевых показателях по обработке, утилизации и размещению отходов; данные о нахождении мест накопления отходов (контейнерных площадок); данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, их технических характеристиках, проектах строительства и модернизации объектов по обращению с отходами; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схему потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; схему потоков твердых коммунальных отходов из других субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурга) на объекты обращения с отходами, расположенные на территории Ленинградской области.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема должна содержать данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).
Пунктом 6 Правил N1130 установлено, что раздел "Нахождение источников образования отходов" должен содержать: а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 1.1. раздела 1 Территориальной схемы "Нахождение источников образования отходов" информация об источниках образования отходов производства и потребления в жилищном фонде и об источниках образования отходов, за исключением жилищного фонда указана в Приложениях 1, 2, в Приложении 2.1 представлено графическое отображение источников образования отходов.
Оснований для признания недействующими раздела 1 и Приложений 1, 2 к Территориальной схеме судебная коллегия не усматривает. Информация, содержащаяся в Приложениях 1, 2, соответствует пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункту 6 Правил N1130, указаны наименования и сведения об адресах источников. Пункт 1.1 раздела 1 не содержит норм, противоречащих имеющему большую юридическую силу законодательству.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" карта - это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности, других естественных небесных тел или их частей на плоскости, полученное в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в определенных масштабе и проекции, а также с использованием условных знаков.
Приложение 2.1, поименованное в разделе "Приложения", как "Графическое отображение источников образования отходов", не отвечает понятию карты, не имеет масштаба или иных обозначений, которые позволяли бы с достаточной степенью определенности получать из него необходимые сведения об источниках образования отходов. Адреса и (или) географические координаты источников на отображение не нанесены. При таких обстоятельствах имелись основания для признания недействующим Приложения 2.1 к Территориальной схеме.
Согласно абз.3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов.
В соответствии с пунктом 7 Правил N1130 раздел "Количество образующихся отходов" содержит данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V (виды и классы опасности отходов).
В разделе 2 Территориальной схемы "Данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности" приведен перечень отходов, относящихся к ТКО в соответствии с ФККО (федеральным классификационным каталогом отходов), в последнем абзаце раздела 2 указано, что данные о количестве образующихся отходов производства и потребления на территории Ленинградской... на основании отчетности 2-ТП (отходы) за 2020 год представлены в Приложении 3.
Однако включение в Территориальную схему части данных из формы статистического наблюдения 2-ТП не свидетельствует о выполнении требований приведенных норм федерального законодательства. В разделе 2 отсутствуют требующиеся данные об образовании отходов, систематизированные по видам и классам опасности отходов, что не было учтено судом первой инстанции.
Возражения ответчика о том, что указанные данные не включены в раздел 2 в полном объеме в связи с тем, что Комитет не смог получить информацию от органов Роспотребнадзора и от хозяйствующих субъектов, не свидетельствуют о законности оспариваемого акта в данной части и о наличии обстоятельств, освобождающих от исполнения требования федерального законодательства по включению систематизированных данных об образовании отходов по видам и классам опасности отходов в раздел "Количество образующихся отходов".
Учитывая, что в разделе 2 содержатся положения, не противоречащие закону, судебная коллегия признает раздел 2 Территориальной схемы не действующим в той мере, в которой в нем отсутствуют требуемые сведения, и не находит оснований для признания не действующим Приложения 3, т.к. включение в Территориальную схему данных из формы федерального статистического наблюдения не противоречит законодательству.
Пунктом 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N1130 раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.
В разделе 3 "Данные о нахождении мест накопления отходов на территории Ленинградской области" содержится информация о созданных и запланированных контейнерных площадках, о дополнительных контейнерных баках, включены отсылочные нормы о том, что актуальная информация о местах накопления отходов на территории Ленинградской области представлена в Приложении 4; графическое отображение мест накопления отходов приведено в Приложении 4.1; в Приложении 4.2 приведена информация о местах накопления отработанных источников питания; в Приложении 4.3 приведена информация о местах раздельного накопления отходов.
Положений, вступающих в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, непосредственно раздел 3 Территориальной схемы не содержит.
В таблице Приложения 4.2 относящаяся к Выборгскому муниципальному району информация о местах накопления отработанных источников питания содержится в строках 5-5.12, которая также ничему не противоречит. В остальной части Приложение 4.2, а также Приложение 4.3, в котором не имеется информации о местах раздельного накопления отходов, относящихся к Выборгскому району Ленинградской области, прав административного истца и его участников не затрагивают.
В Приложении 4 к Территориальной схеме места, относящиеся к Выборгскому району Ленинградской области, указаны на листах 34-45. В указанном Приложении содержатся данные об адресах мест накопления отходов и координатах мест накопления отходов, что не противоречит пункту 3 статьи 13.3 Закона, пункту 9 Правил N1130, в связи с чем основания для признания не действующим Приложения 4 в части мест накопления отходов, относящихся к территории Выборгского района Ленинградской области, отсутствуют. В отношении остальной части Приложения 4 производство по делу подлежало прекращению.
Приложение 4.1, являющееся графическим отображением мест накопления отходов, как и Приложение 2.1, не имеет масштаба или иных обозначений, позволяющих использовать его для получения сведений о нахождении мест накопления отходов, соответственно, не решает задач, на которые оно направлено, поэтому требования истца в указанной части подлежали удовлетворению.
В соответствии с пунктом 10 Правил N1130 раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит в том числе
б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);
г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:
о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
о проектной мощности объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
д) о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.
Раздел 4 Территориальной схемы "Данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" содержит отсылочные нормы и предусматривает, что реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ленинградской области представлен в Приложении 5. В Приложениях 5.1-5.1.4 представлена информация об объектах обезвреживания, утилизации и размещения отходов животноводства.
Карта объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в разделе 4 отсутствует, что противоречит подпункту "б" пункта 10 Правил N1130.
Приложение 5 "Реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории Ленинградской области" включает четыре таблицы, содержащие сведения об объектах, расположенных на территории области: Перечень организаций, осуществляющих размещение отходов производства и потребления; Перечень организаций, осуществляющих обработку отходов производства и потребления; Перечень организаций, осуществляющих утилизацию отходов производства и потребления; Перечень организаций, осуществляющих обезвреживание отходов производства и потребления.
В таблицу 1 Приложения 5 "Перечень организаций, осуществляющих размещение отходов производства и потребления" включены два объекта в Выборгском муниципальном районе - под NN 15, 20. При этом в отношении объекта размещения N15 отсутствуют необходимые сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации (далее - экспертиза) и о согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, в отношении объекта размещения N20 отсутствуют сведения о наличии заключения экспертизы, что не соответствует подпункту "д" пункта 10 Правил N1130 и дает основания для признания нормативного акта не действующим в части строк NN15, 20 таблицы 1 Приложения 5 к Территориальной схеме.
Таблица 2 Приложения 5 "Перечень организаций, осуществляющих обработку отходов производства и потребления" включает два объекта, расположенных в Выборгском муниципальном районе - под NN7, 11, в отношении одного из которых (N11) отсутствуют сведения о согласованной санитарно-защитной зоне, в отношении обоих объектов не указаны данные, предусмотренные подпунктом "е" пункта 10 Правил N1130, о состоянии объектов.
В таблице 3 Приложения 5 "Перечень организаций, осуществляющих утилизацию отходов производства и потребления" в Выборгском районе Ленинградской области значатся 7 объектов - под NN 14, 16, 22, 23, 29, 30, 32. Таблица не содержит данных о состоянии указанных объектов, что противоречит подпункту "е" пункта 10 Правил N1130, кроме того, у всех объектов, кроме объекта N22, отсутствуют сведения о согласованной санитарно-защитной зоне, у всех объектов, кроме N32, отсутствуют сведения из проектной документации, предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 Правил N1130.
Требования о включении в раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" сведений о наличии заключения экспертизы проектной документации объектов, используемых для обработки и утилизации отходов, пункт 10 Правил N1130 не устанавливает.
Таблица 4 Приложения 5 "Перечень организаций, осуществляющих обезвреживание отходов производства и потребления" включает пять объектов в Выборгском районе Ленинградской области - под NN2, 3, 9, 11 и один из объектов в строке N12; из них у объектов NN9, 11, 12 отсутствуют требуемые сведения о санитарно-защитной зоне, у всех пяти объектов отсутствуют сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации (подпункт "д" пункта 10); для объектов NN9, 11 не указаны сведения из проектной документации, предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 Правил N1130.
При таком положении имеются основания для признания недействующим Приложения 5 к Территориальной схеме в части, относящейся к вышеуказанным объектам обращения с ТКО, т.к. отраженные сведения являются неполными и не соответствуют пункту 10 Правил N1130.
Приложение 5.1 к Территориальной схеме включает Приложение 5.1.1 "Объекты утилизации, обезвреживания биоотходов", Приложение 5.1.2. "Объекты утилизации биологических отходов путем сжигания"; Приложение 5.1.3 "Перечень хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) Ленинградской области, в которых имеются навозохранилища (пометохранилища)"; Приложение 5.1.4 "Перечень скотомогильников (биологических ям)".
Поскольку Приложения 5.1.1-5.1.3 (таблицы 1, 2, 3) содержат информацию, размещение которой в территориальных схемах Законом об отходах производства и потребления, Правилами N1130 не регламентировано, судебная коллегия не находит оснований для признания указанных Приложений не действующими в части, относящейся к Выборгскому району Ленинградской области. В Приложение 5.1.4 не включены объекты, расположенные на территории Выборгского района Ленинградской области. Территориальная схема в части Приложения 5.1.4 и сведений Приложений 5.1.1-5.1.3, не относящихся к Выборгскому району Ленинградской области, Территориальная схема не является предметом проверки суда.
Вывод суда первой инстанции о соответствии раздела 5 "Целевые показатели и результаты по обработке, утилизации, размещению твердых коммунальных отходов на период 2020-2024 г.г" абзацу 8 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, подпункту "б" пункта 8 Правил N1130 не может быть признан правильным.
Согласно абзацу 8 части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N1130 раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" должен содержать данные:
б) о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности (процентов);
в) о доле обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов);
г) о доле утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов).
В терминологии Правил N1130, исходя из их пункта 1, под отходами понимаются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы.
Понятия отходов производства и потребления (отходов) и твердых коммунальных отходов, данные в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, различаются.
В таблицу 2 раздела 5 включены только целевые показатели по обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов (доли в процентах в общей массе образованных ТКО): - направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку); - направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО; - ТКО, направленных на обработку (сортировку).
Сведения о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве отходов I-V классов опасности в раздел не включены, что противоречит подпункту "б" пункта 8 Правил N1130.
Возражения ответчика о том, что в таблице 2 содержатся данные о доле утилизированных отходов в общем количестве отходов, нельзя признать обоснованными, поскольку такой вывод с однозначностью из таблицы 2 не следует. Согласно наименованию таблицы в ней приведены целевые показатели по обработке, утилизации и размещению ТКО, во второй строке указано наименование целевого показателя - доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов.
То обстоятельство, что на территории Ленинградской области отсутствуют объекты обезвреживания ТКО, не дает оснований для невключения в раздел сведений в отношении иных отходов. Наличие в Ленинградской области объектов обезвреживания отходов производства и потребления подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что в разделе 5 Территориальной схемы содержатся положения, не находящиеся в противоречии с нормативными актами большей юридической силы, имеются основания для признания не действующим раздела 5 в той мере, в которой в нем отсутствуют требующиеся данные о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности (процентов).
В соответствии с пунктом 11 Правил N1130 раздел "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе:
а) о количестве отходов, образовавшихся на территории субъекта Российской Федерации;
б) о количестве отходов, обработанных на территории субъекта Российской Федерации;
в) о количестве отходов, утилизированных на территории субъекта Российской Федерации;
г) о количестве отходов, обезвреженных на территории субъекта Российской Федерации;
д) о количестве отходов, размещенных на территории субъекта Российской Федерации;
е) о количестве отходов, переданных в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
ж) о количестве отходов, поступивших из других субъектов Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Раздел 6 Территориальной схемы содержит отсылочную норму, согласно которой баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов (баланс отходов) включает в себя информацию о следующих параметрах: представлен в Приложении 6.
В свою очередь, Приложение 6 представляет собой баланс твердых коммунальных отходов (ТКО) за 2020 год в табличной форме. Таблица содержит сведения только о ТКО - количестве образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных в другие и из других субъектов Российской Федерации, о наличии ТКО на конец отчетного года, не содержит сведений, указанных в пункте 11 Правил N1130, в отношении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в том числе об образующихся в Ленинградской области и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходах по видам и классам опасности.
С учетом изложенного имеются основания для признаний недействующими раздела 6 Территориальной схемы и Приложения 6 к Территориальной схеме. Вывод суда о соответствии Приложения 6 Территориальной схемы пункту 11 Правил N1130 противоречит обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим данные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В соответствии с пунктом 12 Правил N1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит:
а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;
б) графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.
Из пункта 3 статьи 13.3 Закона от отходах производства и потребления, пункта 2 Правил N1130 следует, что схема потоков отходов - это графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обращения с ТКО.
Источником образования отходов, согласно пункту 1 Правил N1130, признается объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
Анализ раздела 7 Территориальной схемы, поименованного как "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов", показывает, что в нем представлена информация о движении твердых коммунальных отходов, информации о перемещении отходов, кроме ТКО, не имеется; раздел не содержит графического отображения движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр размещения отходов, а также информации о количестве образующихся отходов.
Графические отображения схем потоков ТКО - схемы расположения контейнерных площадок и маршруты сбора ТКО по районам Ленинградской области, которые представлены в Приложениях 7-24 к Территориальной схеме, отражают движение ТКО от мест накопления ТКО.
В таблице 4 раздела 7 представлены объекты, осуществляющие захоронение ТКО, поступающих из Санкт-Петербурга, и данные о массе поступающих на них ТКО, что не равнозначно данным о количестве поступающих отходов.
Отсутствие в разделе 7 графического отображения, указанного в подпункте "б" пункта 12, представитель ответчика объяснил в заседании суда апелляционной инстанции тем, что Ленинградская область не направляет отходы в другие субъекты Российской Федерации, однако данное обстоятельство из Территориальной схемы не следует.
Фактически в раздел 7 Территориальной схемы и Приложения 7-24, к которым он отсылает, включены иные сведения, чем предусмотрены в пункте 12 Правил N1130. При этом наименование раздела 7 не соответствует пункту 12, в нем отсутствуют слова "... включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", что влияет на содержание раздела, т.к. в государственный реестр объектов размещения отходов подлежат включению не все объекты размещения отходов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что раздел "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр размещения отходов" с необходимыми данными в структуре Территориальной схемы отсутствует и признает в этой мере Территориальную схему недействующей.
В разделе 7 представлена таблица 3 "Схема движения ТКО в Ленинградской области на 2022 год", которая содержит информацию о движении ТКО по технологическим зонам, включающим два и более муниципальных района Ленинградской области.
Выборгский район Ленинградской области относится к 5-й технологической зоне. Схемы движения ТКО по технологическим зонам 1-4, 6, 7 не затрагивают интересов административного истца и его участников, поэтому раздел 7 Территориальной схемы в указанной части не является предметом судебного нормоконтроля по иску РОД "Сердце Карельского перешейка".
Оснований для признания раздела 7 в остальной части незаконным административным истцом не приведено, судебная коллегия противоречий его законодательству, имеющему большую юридическую силу, не усматривает.
Учитывая, что включение в Территориальную схему графического отображения расположения мест накопления ТКО и маршрутов сбора ТКО не противоречит нормам права, судебная коллегия также не находит оснований для признания недействующим Приложения 15 к Территориальной схеме, относящегося к Выборгскому району Ленинградской области.
Данных о том, что Приложения 7-14, 16-24 к Территориальной схеме затрагивают права или законные интересы РОД "Сердце Карельского перешейка" либо всех его участников, не имеется, в связи с чем указанные Приложения не подлежат проверке в настоящем деле.
Раздел 8 Территориальной схемы "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" включает таблицу 5, содержащую данные о планируемых строительстве, реконструкции объектов обращения с отходами.
В строке 5 таблицы 5 указан планируемый на 2022-2024 г.г. объект - комплекс по обработке, обезвреживанию, размещению, утилизации отходов, с местоположением: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал N92, выделы 18-22, 28, части выделов 17, 17.1, 26, 27, 27.1, 28.1, 29, квартал N106, выделы 5, 10, 12, 13, 18, 19, 21, 27, части выделов 3, 4, 14, 17, 22, 31, 32, квартал N120, выдел 14, части выделов 13, 15, 21, 28, квартал N121, выделы 1-6, 13, части выделов 7, 8, 14, 23, 24, 30, 37, с проектными мощностями: обработка до 600 тыс. тонн в год, размещение до 600 тыс. тонн в год.
Ссылаясь на противоречие приказа от 17 декабря 2021 года N19 постановлению Правительства Ленинградской области от 14 декабря 2021 года N806 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", истец указывал на двукратное, по его мнению, превышение площади планируемого к строительству в Выборгском районе Ленинградской области объекта (комплекса) и на то, что Территориальной схемой предусмотрено возведение объекта, на котором будет осуществляться также обезвреживание отходов, что не предусмотрено Схемой территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Судом указанные доводы истца отклонены.
Пунктом 2 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации в положениях о территориальном планировании, содержащихся в территориальных схемах планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Статьей 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено включение в содержание схемы территориального планирования муниципального района планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, относящихся к области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО.
Из изложенного следует, что территориальная схема обращения с отходами должна основываться на документах территориального планирования, в которых не требуется указания точных координат объектов, а также размера земельных участков под объектами по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
Включение объектов размещения отходов в документы территориального планирования субъекта Российской Федерации проводится без инженерных изысканий, местоположение таких объектов не является точно определенным.
Схема территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Схема территориального планирования) утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 14 декабря 2021 года N806.
В настоящее время Схема территориального планирования действует в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 26 августа 2022 года N609, принятого после вынесения решения судом первой инстанции.
Принимая по административному делу новое решение, судебная коллегия считает необходимым осуществить проверку Территориальной схемы на соответствие Схеме территориального планирования Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе ТКО, в редакции от 26 августа 2022 года, действующей на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1.3 Схемы территориального планирования в Выборгском муниципальном районе, в Первомайском сельском поселении, запланирован к размещению объект регионального значения 05.60.2.001 с наименованием "объект (комплекс) по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО IV и V классов опасности и отдельных видов промышленных отходов", вид - объект размещения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления, мощность по размещению до 600 тыс. тонн в год, мощность по обработке до 600 тыс. тонн в год, площадь - 122, 67 га.
Приведенная информация отражает основные характеристики запланированного объекта.
В строке 5 таблицы 5 раздела 8 Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области площадь (размер) планируемого объекта обращения с отходами, 443, 39 га либо другая, не указана, определено только местоположение в районе, номера кварталов, выделов, частей выделов без указания их размеров. Мнение истца о том, что площадь объекта в соответствии с Территориальной схемой составляет 443, 39 га основано на расчетах истца и не соответствует содержанию оспариваемой нормы, в которой размер объекта отсутствует. Территориальная схема не предусматривает возведение объекта обращения с ТКО, который отличался бы от запланированного Схемой территориального планирования объекта мощностью или другими основными показателями функционирования и не содержит данных, противоречащих Схеме территориального планирования в действующей редакции; вид, назначение, характеристики мощности объектов идентичны.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействующей строки 5 таблицы 5 раздела 8 Территориальной схемы не имеется.
В остальной части таблицы 5 указаны планируемые объекты обращения с отходами вне Выборгского района Ленинградской области; в таблицу 6 раздела 8 объекты размещения ТКО Выборгского муниципального района Ленинградской области также не включены.
В соответствии с частью 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно пункту 17 Правил N1130 раздел "Электронная модель территориальной схемы" должен содержать сведения, указанные в пунктах 6 - 16 настоящих Правил.
Судом установлено, что электронная модель Территориальной схемы размещена на официальном сайте Комитета Ленинградской области по обращению с отходами в сети "Интернет", что является подтверждением наличия в структуре Территориальной схемы названного раздела.
Административным истцом не приведены конкретные положения законодательства, которым бы противоречило содержание приказа от 17 декабря 2021 года N19, преамбулы Территориальной схемы, ее разделов 7, 9-11 и "Приложения", в подлежащих проверке частях - Приложения 4.2, Приложений 5.1.1-5.1.3 к Территориальной схеме; судебная коллегия таких противоречий не усматривает.
Территориальная схема в целом, безотносительно к ее конкретным законоположениям, не может рассматриваться как нарушающая права в области охраны окружающей среды, права на получение информации либо услуг, т.к, напротив, разрабатывается и принимается с целью снижения опасности для окружающей среды. Оспариваемый нормативный акт не содержит норм, регулирующих вопросы информации, и норм, устанавливающих ограничения на получение тех или иных услуг.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 23 мая 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Требования Регионального общественного движения за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вынесения настоящего апелляционного определения:
1. Приложение к приказу Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N19 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области" - Территориальную схему обращения с отходами Ленинградской области в той мере, в которой в ней отсутствует раздел "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", а также в следующих частях:
раздел 2 в той мере, в которой он не содержит данных об образовании отходов, систематизированных по видам и классам опасности отходов;
раздел 4 в той мере, в которой он не содержит карты Ленинградской области с нанесенными сведениями о почтовом адресе и (или) географических координатах объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектах размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
раздел 5 в той мере, в какой он не содержит данных о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве отходов;
раздел 6 Территориальной схемы.
2. приложения к Территориальной схеме обращения с отходами Ленинградской области:
Приложение 2.1 "Графическое отображение источников образования отходов";
Приложение 4.1 "Графическое отображение мест накопления отходов";
Приложение 5 в части строк: строк 15, 20 таблицы 1 "Перечень организаций, осуществляющих размещение отходов производства и потребления"; строк 7, 11 таблицы 2 "Перечень организаций, осуществляющих обработку отходов производства и потребления"; строк 14, 16, 22, 23, 29, 30, 32 таблицы 3 "Перечень организаций, осуществляющих утилизацию отходов производства и потребления"; строк 2, 3, 9, 11 таблицы 4 "Перечень организаций, осуществляющих обезвреживание отходов производства и потребления", а также строки 12 таблицы 4 в части объекта по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, п. Большой Бор;
Приложение 6 к Территориальной схеме.
Отказать в удовлетворении требований Регионального общественного движения за сохранение и развитие культурно-исторических и природных объектов на территории Выборгского района Ленинградской области "Сердце Карельского перешейка" в части признания не действующими:
приказа Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N19 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области";
преамбулы, разделов 1, 3, 9, 10, 11 и раздела "Приложения" Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области (Приложение к приказу Комитета Ленинградской области по обращению с отходами от 17 декабря 2021 года N19 "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области");
раздела 7 Территориальной схемы, за исключением схем движения ТКО на 2022 год в технологических зонах 1-4, 6, 7 Ленинградской области, приведенных в таблице 3 раздела 7;
строки 5 таблицы 5 раздела 8 Территориальной схемы;
Приложений 1, 2, 3 к Территориальной схеме;
Приложения 4 к Территориальной схеме в части данных о местах накопления отходов, расположенных на территории Выборгского района Ленинградской области;
Приложения 4.2 к Территориальной схеме в части строк 5-5.12;
Приложения 5.1.1 в части строк 1-4;
Приложения 5.1.2 в части строк 27-48;
Приложения 5.1.3 в части строк 45-64.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Комитета Ленинградской области по обращению с отходами.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационный жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 22 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.