Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-94/2022 по апелляционной жалобе Воробьёва Виктора Викторовича на решение Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2022 года, которым оставлен без удовлетворения его административный иск о признании недействующими Закона Республики Коми от 23 июня 2022 года N 32-РЗ "О внесении изменений в статью 8(1) Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" и постановления Государственного Совета Республики Коми от 23 июня 2022 года N VII-5/101 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Коми "О Положении о временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, заключение прокурора Курышкиной О.А,
УСТАНОВИЛА:
19 декабря 2006 года Государственным Советом Республики Коми принят, а 27 декабря 2006 года Главой Республики Коми подписан Закон Республики Коми N 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" (далее - Закон N 140-РЗ), который опубликован 30 декабря 2006 года в издании "Республика" N 241; 12 января 2007 года в издании "Коми му"; 26 апреля 2007 года в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" N 4.
Согласно преамбуле данный закон определяет права и обязанности депутата Государственного Совета Республики Коми (далее - депутат), предусматривает основные правовые, социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности и порядок обеспечения депутатской деятельности.
16 февраля 2012 года Государственным Советом Республики Коми принят, а 27 февраля 2012 года Главой Республики Коми подписан Закон Республики Коми N 14-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", который опубликован 28 февраля 2012 года на официальном интернет-портале Республики Коми http://www.rkomi.ru; 2 марта 2012 года в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" N 7; 3 марта 2012 года в издании "Республика" N 42.
Статьёй 1 данного закона Закон N 140-РЗ дополнен статьёй 8(1), регламентирующей представление депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно части 8 указанной статьи срок проведения проверки комиссией Государственного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, и принятия ею решения не может превышать 10 рабочих дней со дня получения информации от органов, организаций и лиц, указанных в части 4 данной статьи. В случае необходимости получения дополнительной информации от органов и организаций, располагающих такими сведениями, срок проведения проверки может быть продлен председателем комиссии по контролю, но не более чем на 30 дней.
23 июня 2022 года Государственным Советом Республики Коми принят и в тот же день Главой Республики Коми подписан Закон Республики Коми N 32-РЗ "О внесении изменений в статью 8(1) Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" (далее - Закон N 32-РЗ), который 23 июня 2022 года опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru; 15 июля 2022 года в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" N 9.
Статьёй 1 Закона N 32-РЗ внесены в статью 8(1) Закона N 140-РЗ следующие изменения: в части 8 слова "10 рабочих дней" заменены словами "60 дней", слова ", но не более чем на 30 дней" заменены словами "до 90 дней".
Пунктом 1 постановления Государственного Совета Республики Коми от 20 октября 2020 года N VII-1/67 (далее - Постановление N VII-1/67) утверждено Положение о временной комиссии Государственного Совета Республики Коми по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Совета Республики Коми (далее - Положение о временной комиссии), которое опубликовано 23 октября 2020 года в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru; 26 октября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Согласно пункту 9 Положения о временной комиссии срок проведения проверки комиссией и принятия ею решения не может превышать 10 рабочих дней со дня получения информации от органов, организаций и лиц, указанных в части 4 статьи 8(1) Закона N 140-РЗ. В случае необходимости получения дополнительной информации от органов и организаций, располагающих такими сведениями, срок проведения проверки может быть продлен по решению председателя комиссии по контролю, но не более чем на 30 дней.
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 июня 2022 года N VII-5/101 (далее - Постановление N VII-5/101) внесены изменения в Постановление N VII-1/67.
Постановление N VII-5/101 опубликовано 23 июня 2022 года в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru.
Пунктом 1 Постановления N VII-5/101 в Положении о временной комиссии в пункте 9 слова "10 рабочих дней" заменены словами "60 дней", слова ", но не более чем на 30 дней" заменены словами "до 90 дней".
Статьёй 2 Закона N 32-РЗ и пунктом 2 Постановления N VII-5/101 предусмотрено, что указанные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования.
Воробьёв В.В, являясь депутатом Государственного Совета Республики Коми, обратился с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующими Закон N 32-РЗ и Постановление N VII-5/101 со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований указал, что введение оспариваемых нормативных правовых актов в действие со дня их официального опубликования противоречит части 4 статьи 7 Конституции Республики Коми. Сокращение срока вступления в силу данных актов нарушает его права, поскольку преждевременно распространяет на него менее предпочтительный режим проведения проверки.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и норм процессуального права.
На апелляционную жалобу административным ответчиком и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 3 части 1, пункту 12 части 2, пункту 8 части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) законодательный орган субъекта Российской Федерации является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный орган субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом и иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
Постановлением законодательного органа субъекта Российской Федерации оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 73 Конституции Республики Коми (в редакции на день принятия Закона N 32-РЗ и Постановления N VII-5/101) Государственный Совет Республики Коми: осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Коми и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Коми; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
Частью 3 статьи 6, пунктом 1 части 3 статьи 8 Закона Республики Коми от 17 ноября 2010 года N 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми" предусмотрено, что статус депутата, его права, обязанности, гарантии, условия осуществления депутатской деятельности, ограничения, связанные с депутатской деятельностью, определяются федеральным законодательством, Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми.
Постановлением Государственного Совета принимается Регламент и решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Государственным Советом Республики Коми в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка их принятия, правил опубликования. Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались.
Проверяя соблюдение порядка введения их в действие, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии таких нарушений.
В силу части 7 статьи 13 Федерального закона N 414-ФЗ конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно части 4 статьи 7 Конституции Республики Коми (в редакции на день принятия Закона N 32-РЗ и Постановления N VII-5/101) законы Республики Коми вступают в силу после их официального опубликования. Любые нормативные правовые акты Республики Коми, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Частью 3 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года N 101-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию" предусмотрено, что законы Республики Коми вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом Республики Коми не установлен другой порядок вступления их в силу.
Правовые акты Государственного Совета Республики Коми, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после их принятия и вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, вступление Закона N 32-РЗ и Постановления N VII-5/101 в силу со дня официального опубликования не противоречит названным выше нормативным правовым актам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Закон N 32-РЗ и Постановление N VII-5/101 не относятся к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а регулируют вопросы правового статуса депутата, который является специальным по отношению к общему правовому статусу личности.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13 января 2020 года N 1-П отмечено, что право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.
Оспариваемые нормативные правовые акты не предусматривают сбор и проверку сведений о частной жизни и не затрагивают право депутата на её неприкосновенность. Также не затрагивают право административного истца участвовать в управлении делами государства и право на труд, а перечисленные в апелляционной жалобе меры ответственности устанавливаются как следствие допущенных депутатом противоправных действий.
Проверяя соответствие Закона N 32-РЗ и Постановления N VII-5/101 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о таком соответствии.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1066 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.
Согласно пункту 6 данного положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.
Таким образом, оспариваемые нормы полностью воспроизводят нормы указанного положения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела Верховным Судом Республики Коми правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьёва Виктора Викторовича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.