Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Супрун "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 12 ноября 2021 года, решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 27 января 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заказчика - контрактного управляющего КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Чугуевка" Супрун А.Л.
установил:
постановлением начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края N от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 27 января 2022 года, решением судьи Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года должностное лицо заказчика - контрактный управляющий КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Чугуевка" Супрун А.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Супрун А.Л. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы Супрун А.Л, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Из части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Из части 1 статьи 30 Федерального закона следует, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учетом положений части 5 данной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 данной статьи, в расчет совокупного годового объема скупок не включаются закупки: 1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) услуг по предоставлению кредитов; 3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона; 4) работ в области использования атомной энергии; 5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Федерального закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Из материалов дела следует, что при осуществлении контрольных мероприятий, проводимых в рамках плановой проверки КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Чугуевка" установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении контрактным управляющим Заказчика Супрун А.Л. действий, содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности осуществление ею закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (то есть менее 15% от совокупного годового объема закупок).
По результатам проверки составлен Акт проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом директора КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Чугуевка" N-Л от ДД.ММ.ГГГГ Супрун А.Л. принята на должность контрактного управляющего, по совместительству.
Из пунктов 2.1-2.14 должностной инструкции контрактный управляющий, в том числе, осуществляет подготовку и размещение в ЕИС плана закупок, плана-графика закупок, осуществляет размещение в ЕИС документации о закупках, проектов контрактов; обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов, исполнение иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Супрун А.Л. к административной ответственности по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Супрун А.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, оцененными должностным лицом и судебными инстанциями с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Во исполнение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод о наличии события правонарушения и виновности Супрун А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, в связи с чем, не требует установления того, повлекло ли, либо могло повлечь данное правонарушение нарушение чьих-либо прав и законных интересов.
Утверждение Супрун А.Л. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, поскольку если рассчитанный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составил 0 рублей, то Заказчик в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России и Минфина России, не обязан осуществлять такие закупки, является несостоятельным.
Из части 1.1 статьи 30 Федерального закона следует, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 данной статьи, в расчет совокупного годового объема скупок не включаются закупки, в том числе и запланированные у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона.
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи (часть 1 статьи 30 Федерального закона).
Из Акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно единой информационной системе, а также представленной информации о закупках (реестра контрактов), осуществленных в проверяемом периоде (2020 год), Заказчиком в 2020 году закупки у субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций не осуществлялись.
Все закупки на 2020 год Заказчик запланировал в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Общий совокупный годовой объем закупок Заказчика в 2020 году составил 8 714 326, 40 руб, из которых: 1 731 995, 41 руб. - средства на оплату контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ; 1 997 962, 35 руб. - средства на оплату контрактов, заключенных с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ; 4 984 368, 64 руб. - средства на оплату контрактов, заключенных с единственным поставщиком на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Поскольку закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального Закона входят в расчет совокупного годового объема закупок при определении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с учетом положений, указанных в статьях 1, 6, 7, 8, 24 Федерального закона, заказчик должен осуществлять планирование осуществления закупок, конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в плане - графике закупок на соответствующий год и осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном частью 1 статьи 30 Федерального закона.
Однако в 2020 году Заказчиком закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона, не осуществлялись.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Супрун А.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Супрун А.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Супрун А.Л. с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 12 ноября 2021 года, решение судьи Чугуевского районного суда Приморского края от 27 января 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 5 апреля 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица заказчика - контрактного управляющего КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Чугуевка" Супрун "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Супрун А.Л. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.