Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев протест заместителя прокурора г. Москвы Старовойтовой Я.С. на вступившее в законную силу решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Центральный Национальный Биобанк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 350 района Беговой г. Москвы от 30 июня 2022 года ООО "Центральный Национальный Биобанк" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 000 рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2022 года названное постановление мирового судьи было отменено, а производство по данному делу прекращено на основании пункта 8.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи ликвидацией общества.
В протесте, поданном во Второй кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора г. Москвы Старовойтова Я.С. просит отменить решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Центральный Национальный Биобанк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным.
Законный представитель ООО "Центральный Национальный Биобанк" извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названного выше протеста, в установленный срок возражения на него не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что постановлением мирового судьи ООО "Центральный Национальный Биобанк" привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой права.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили обстоятельства, изложенные прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении о том, что Подлубный А.В, являясь генеральным директором ООО "Центральный Национальный Биобанк", деятельность которого направлена на проведение научных исследований и разработку в области биотехнологии, сбор, производство предварительной обработки, описание, хранение и доставку биологических объектов для их исследования, разработку, производство и тестирование материалов и реактивов для медицины и лаборатории, а также международных биобанков, совершил дачу взятки в особо крупном размере заведующей патологоанатомическим отделением - врачу-патологоанатому ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" Палкиной О.В. за совершение заведомо незаконных действий.
Так, в точно неустановленный период времени, но не ранее 13 ноября 2018 года и не позднее 07 декабря 2020 года, Подлубный А.В, действуя в своих интересах и от имени ООО "Центральный Национальный Биобанк", передал Паклиной О.В. денежные средства в общей сумме 30 803, 5 долларов США, эквивалентных согласно курсу ЦБ РФ в указанный период сумме не менее 2 095 005, 13 руб, в качестве взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий в особо крупном размере, а именно за совершение заведомо незаконных действий, выраженных в представлении ООО "ЦНБ" клинических случаев без заключенного гражданско-правового договора с ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ".
Судья районного суда, рассмотрев данное дело по апелляционной жалобе законного представителя общества, постановление мирового судьи отменил и прекратил производство по данному делу на основании пункта 8.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи ликвидацией общества.
Между тем имеются основания для отмены решения судьи районного суда.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункта 8.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Судья районного суда, применив указанную норму права, не выяснил: имеется ли определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО "Центральный Национальный Биобанк".
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии такого определения, в материалах дела отсутствуют.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными и имеют фундаментальный характер.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом требования статей 24.1 и 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Центральный Национальный Биобанк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Данное дело следует направить в Савеловский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора г. Москвы Старовойтовой Я.С. удовлетворить.
Решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Центральный Национальный Биобанк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.