Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ГБУ г. Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее также ГБУ "Гормост", учреждение) по доверенности Зиборовой И.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 17 сентября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 07 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ГБУ "Гормост" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 17 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 07 сентября 2022 года, ГБУ "Гормост" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, глава защитник ГБУ "Гормост" по доверенности Зиборова И.А. просит отменить указанные выше судебные постановления, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 изыскательские, проектные, земляные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (часть 1 статьи 47.3 названного Федерального закона).
Из представленных материалов усматривается, что решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 2 января 1979 г. N 3 объект культурного наследия (произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) регионального значения "Бульварное кольцо", начало XIX - середина XX вв.", по адресу: г. Москва, Яузский бульв, Покровский бульв, Чистопрудный бульв, Сретенский бульв, Рождественский бульв, Петровский бульв, Страстной бульв, Тверской бульв, Гоголевский бульв, Суворовский бульв. (далее также Объект) принят под государственную охрану и утверждены проектные предложения по границам Объекта.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N 120925-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером N 771720968380005.
Приказом Мосгорнаследия от 12 декабря 2017 г. N 516 утвержден предмет охраны Объекта.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 3 октября 2019 г. N 39464 памятник М.А.Шолохову с фонтаном, расположенный на территории Объекта (Гоголевский бульвар) передан в оперативное управление ГБУ "Гормост".
29 апреля 2021 г. на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 29 апреля 2021 г. N УТК-171 -1/2021 должностным лицом Мосгорнаследия проведен осмотр территории указанного Объекта культурного наследия.
В ходе осмотра территории Объекта (Гоголевский бульвар) зафиксирован факт проведения земляных работ, что подтверждается фотоматериалами к акту осмотра от 30 апреля 2021 г. N241-1/2021.
Вышеуказанные работы проведены ГБУ "Гормост" в границах территории Объекта на земельном участке при отсутствии раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, либо проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия. Бездействие по принятию мер, направленных на сохранение объектов, создает угрозу причинения вреда объектам культурного наследия.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не оспаривается заявителем в жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия учреждения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Вопреки доводам жалобы назначенное ГБУ "Гормост" административное наказание соразмерно последствиям совершенного административного правонарушения и не является чрезмерно суровым.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным или исключительных обстоятельств для снижения размера административного штрафа, судебными инстанциями не установлено.
Постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 17 сентября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 07 сентября 2022 года, вынесенные в отношении ГБУ "Гормост" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ГБУ г. Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" по доверенности Зиборовой И.А. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.