Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства юстиции Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года по административному делу по административному иску Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию некоммерческой организации (присвоенный судом первой инстанции номер дела N).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации Дорофеевой Н.В, Фаддеевой Н.В, поддержавших кассационную жалобу, возражения по жалобе представителей МПСРЗ "Действие" Коновала А.П, Бабича О.Б, судебная коллегия
установила:
межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Действие" (далее-Профсоюз) обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации Профсоюза и возложении обязанности произвести государственную регистрацию Профсоюза в связи с внесением изменений в учредительные документы (Устав) и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Требования административного иска мотивированы тем, что в связи с изменением статуса Профсоюза с межрегионального на общероссийский, ДД.ММ.ГГГГ в Минюст России было подано заявление об осуществлении государственной регистрации общероссийского профсоюза работников здравоохранения "Действие"; представлены необходимые для этого документы, включая Устав в новой редакции, выписку из протокола VII внеочередного Съезда Профсоюза, содержащего сведения о делегатах и решениях по иным вопросам, в том числе о прекращении полномочий действующих руководящих и контрольно -ревизионных органов и об избрании новых органов управления, протоколы первичных профсоюзных организаций. Однако ДД.ММ.ГГГГ структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с нарушением установленной процедуры принятия соответствующих изменений, повлекшей в итоге предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверные сведения. Между тем, порядок принятия решений по повестке Съезда, а равно представленные на государственную регистрацию документы, вопреки позиции административного ответчика, изложенной в оспариваемом решении, соответствовали положениям законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций и действующему уставу Профсоюза.
Дело неоднократно рассматривалось судами.
Так, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года в требованиях административного иска отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 августа 2021 года решение суда отменено.
Судом апелляционной инстанции принято новое решение, которым постановлено признать незаконным уведомление Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации Межрегиональному профессиональному союзу работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ; обязать Министерство Юстиции Российской Федерации произвести государственную регистрацию Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Действие" в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГЮЛ.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По итогам нового рассмотрения, суд апелляционной инстанции повторил ранее принятое решение, о чем судебной коллегией по административным делам Московского городского суда было вынесено апелляционное определение от 17 марта 2022 года.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 августа 2022 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью, и принятии по делу нового судебного акта.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым социальным государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов верховенства права и правовой демократии (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1), закрепляет в числе основных прав человека право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, включая объединение в профессиональные союзы, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), закрепляющим основные принципы деятельности общественных объединений, к числу которых отнесены добровольность и самоуправление, а также право на определение своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая статьи 5 и часть первая статьи 15).
Основным законодательным актом, регулирующим в соответствии с Конституцией Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, а также объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, является Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), который, определяя профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (пункт 1 статьи 2), закрепляет право профсоюзов создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку, а именно: общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (пункт 5 той же статьи).
При этом в статье 3 Закона о профсоюзах под общероссийским профсоюзом понимается добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности.
В свою очередь под межрегиональным профсоюзом понимается добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации.
Высшим органом управления такого объединения является общее собрание членов, компетенция данного органа определяется по правилам статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Согласно пункту 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях, общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
В соответствии с нормами статьи 6 Закона об общественных объединениях, членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
В Постановлении от 27 октября 2020 года N 44-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что предусматривая принцип независимости профсоюзов в их деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, Закон о профсоюзах предоставляет профсоюзам и их объединениям (ассоциациям) право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, свою структуру, образовывать профсоюзные органы и определять их компетенцию, организовывать свою деятельность, проводить собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (пункт 1 статьи 5 и пункт 1 статьи 7).
Указанные правомочия обусловлены правовой природой и статусом профсоюзов как общественных объединений, деятельность которых подчинена целям их создания и направлена на обеспечение возложенных на них законом и уставами функций по осуществлению представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 22-П).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о профсоюзах, правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
В то же время, в соответствии с положениями статьи 21 Закона об общественных объединениях, для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного данным Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений (часть 1).
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (часть 2).
Решение о государственной регистрации общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации (часть 3).
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются в частности следующие документы (часть 6):
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть 11).
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (часть 12).
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о профсоюзах, отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
В силу абзаца второго статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Профсоюз зарегистрирован по решению Главного управления Минюста России по Москве ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" состоялся 7-й внеочередной Съезд Профсоюза на котором были приняты решения об утверждении нового полного наименования Профсоюза: Общероссийский профсоюз работников здравоохранения "Действие" и нового сокращенного наименования - ОПРЗ "Действие"; об утверждении Устава в новой редакции, прекращении полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов Профсоюза, избрании новых упомянутых органов.
ДД.ММ.ГГГГ в Минюст России от Профсоюза поступили заявление и документы для государственной регистрации, в связи с внесением изменений в учредительные документы (Устав) и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения документов, заместителем Министра юстиции Российской Федерации Свириденко О.М. принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в государственной регистрации Профсоюза на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Мотивы принятого распоряжения приведены в уведомлении и.о. директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как следует из содержания указанного уведомления, в нарушение пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях и статьи 6 Закона об общественных объединениях на внеочередном Съезде Профсоюза одним из 15 членов Совета, являющегося постоянно действующим руководящим органом Профсоюза, избрана ФИО6, не указанная в списке участников (делегатов) съезда. Кроме этого, указано на то, что седьмой внеочередной Съезд Профсоюза являлся неправомочным, поскольку в его работе участвовали делегаты от менее чем 2/3 первичных организаций Профсоюза ("данные изъяты" при необходимом минимуме "данные изъяты"). Также в качестве основания принятого решения указано на представление выписки из протокола конференции первичной профсоюзной организации в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в которой, в нарушение норм Конституции РФ неправильно отражено наименование данного субъекта в составе Российской Федерации, именуемого в настоящее время, как "адрес" - "адрес"
Разрешая административный спор и отказывая в административном иске, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение закону не противоречит, содержащиеся в нем основания к отказу в государственной регистрации нашли свое подтверждение.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с мотивами принятого административным ответчиком решения, не согласился. В частности суд второй инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений закона и Устава при избрании ФИО6 в состав Совета. Также судом апелляционной инстанции сделан вывод о правомочности проведенного Съезда. Что касается представленной выписки из протокола первичной профсоюзной организации в "адрес", не содержащей по тексту наименования субъекта Российской Федерации " "адрес"", судом апелляционной инстанции, со ссылкой на Устав "адрес", сделан вывод о равнозначности данных наименований.
Вместе с тем, в полном объеме с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава Профсоюза, утвержденного Учредительным Съездом ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), высшим органом Профсоюза является Съезд.
Пунктом 5.1.6 Устава закреплено, что делегаты на Съезд избираются в порядке и по квоте, установленным Советом Профсоюза. Делегатами Съезда могут быть только члены Профсоюза. Первичные профсоюзные организации вправе избирать своими делегатами любых членов Профсоюза, вне зависимости от места их профсоюзного учета. Сопредседатели Профсоюза являются делегатами съезда по должности. Схожие положения содержатся и в пункте 6.11 Устава.
Согласно пункту 5.1.7 Устава, Съезд Профсоюза считается правомочным при участии в его работе делегатов не менее чем 2/3 от общего числа первичных организаций Профсоюза.
Так, решением Совета Профсоюза от ДД.ММ.ГГГГ, ссылка на которое имеется в выписке из протокола внеочередного Съезда от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена следующая норма представительства: 1 делегат от первичной профсоюзной организации численностью менее 200 человек и 2 делегата от первичной профсоюзной организации численностью 200 человек и более. Сопредседатели ФИО7 и ФИО8 являются делегатами по должности.
Из дела видно, что на учете Профсоюза состоит "данные изъяты" первичных профсоюзных организаций, на Съезде присутствовали делегаты от "данные изъяты" профсоюзных организаций из "данные изъяты" субъектов Российской Федерации.
При этом в ряде субъектов Российской Федерации ("адрес") свою деятельность осуществляют несколько первичных профсоюзных организаций.
Проанализировав приведенные фактические данные и сопоставив их с положениями Устава, определяющих правомочность Съезда, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в данном случае необходимого кворума для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции Съезда.
Вопреки доводам кассационной жалобы, буквальное толкование положений пункта 5.1.7 Устава и пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях не дает оснований для обратного вывода, в том числе о запрете на участие в Съезде делегатов от нескольких первичных профсоюзных организаций, созданных в одном субъекте Российской Федерации.
В свою очередь судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться и с суждениями кассатора о том, что в рассматриваемой ситуации нарушены основополагающие принципы создания общественного объедения, предусмотренные статьей 15 Закона об общественных объединениях, к числу которых в частности относится принцип равноправия.
Как указывалось выше, на учете Профсоюза состоит "данные изъяты" первичных профсоюзных организаций, которые созданы только в "данные изъяты" субъектах Российской Федерации. На Съезде присутствовали делегаты от "данные изъяты" профсоюзных организаций из "данные изъяты" субъектов Российской Федерации, что и с этой точки зрения (по критерию территориальности) не подтверждает довод административного ответчика о нарушении норм представительства.
Из уведомления видно, что Профсоюзом в составе документов, поданных на государственную регистрацию, была представлена выписка из протокола конференции Первичной профсоюзной организации МПРЗ "Действие" работников "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ. Местом проведения конференции указано "адрес"
В своем уведомлении Министерство юстиции Российской Федерации сослалось на то, что в нарушение статьи 65 Конституции Российской Федерации, в данной выписке неправильно отражено наименование субъекта Российской Федерации, которое следует указывать как " "адрес"".
Действительно, новое наименование "адрес" - "адрес" дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации".
Вместе с тем, из чего правильно исходил и суд апелляционной инстанции, действующий Устав "адрес", принятый Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 года в статье 1 предусматривает, что наименования " "адрес" - "адрес"", " "адрес"" и " "адрес"", равнозначны.
Довод жалобы, существо которого сводится к тому, что учредительный акт "адрес" в этой части противоречит Конституции Российской Федерации, как Основному закону страны, подлежит отклонению, так как оценка ему не может быть дана в данном споре, поскольку поставленный вопрос подлежит разрешению в процедуре абстрактного нормоконтроля в конституционном судопроизводстве, а потому выходит за пределы настоящего судебного разбирательства.
В то же время, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности отказа административным ответчиком в государственной регистрации Профсоюза по основанию несоблюдения им процедуры избрания Совета, следует признать ошибочным.
Согласно пункту 3.9.1 Устава, каждый член профсоюза имеет право избирать и быть избранным в любые органы Профсоюза, в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.
В силу пункта 3.9.5 Устава, каждый член Профсоюза имеет право участвовать в заседаниях коллегиальных органов Профсоюза при обсуждении вопросов, касающихся его лично.
Из уведомления следует, что в нарушение пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях и статьи 6 Закона об общественных объединениях в Совет избрана ФИО6, не указанная в списке участников (делегатов) съезда и не присутствовавшая на Съезде при решении вопроса о ее избрании в состав Совета.
В ходе предыдущего кассационного рассмотрения, судебная коллегия отметив, что нормы Закона о некоммерческих организациях, Закона об общественных объединениях, а также положения Устава Профсоюза не содержат правил, обязывающих кандидата в органы управления Профсоюза, лично присутствовать на Съезде, в то же время указала на необходимость исследования протокола первичной профсоюзной организации, созданной в "данные изъяты" подтверждающий членство ФИО6 в Профсоюзе на дату проведения Съезда и ее избрание делегатом на упомянутый Съезд.
Согласно представленной выписке из протокола общего собрания названной выше первичной профорганизации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 являлась членом Профсоюза и председателем первичной профорганизации. В этом же протоколе отражен результат решения по вопросу об избрании делегата на упомянутый Съезд Профсоюза, которым стала ФИО9
Таким образом, делегатом на Съезд избрано другое лицо, тогда как ФИО6 для участия в работе 7-го Съезда Профсоюза не назначалась.
Учитывая, что отказ в государственной регистрации связан с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения, а протокол учредительного съезда относится к числу документов, представляемых для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации (ст.21 Закона об общественных объединениях), следует признать, что распоряжение заместителя Министра юстиции Российской Федерации Свириденко О.М. от ДД.ММ.ГГГГ N является законным.
На основании п.4 ч.1 ст.329 КАС РФ, суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 марта 2022 года отменить, оставить в силе решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 26 февраля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 1 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.