Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахнина А.О, Ахниной А.Ю, также действующих в интересах "данные изъяты" ФИО1 и их представителя Рябова В.Л, на решение Басманного районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 мая 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ахниной Алены Юрьевны, Ахнина Андрея Олеговича, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ребенка ФИО1, к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по Басманному району г. Москвы об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения прав, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя Рябова В.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
административные истцы обратились в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Басманному району г. Москвы с заявлением о регистрации по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "адрес" "адрес".
В регистрации по месту жительства административным истцам было отказано в связи с тем, что представленный ими в качестве основания для регистрации в жилом помещении документ - договор N от ДД.ММ.ГГГГ, является договором о предоставлении жилого помещения для временного проживания.
Не согласившись с данным отказом, административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к ОВМ ОМВД России по Басманному району г. Москвы о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, признании права быть зарегистрированными по месту жительства, возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать по месту жительства, ссылаясь на то, что такой отказ является необоснованным, нарушает их права и законные интересы, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Басманного районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 05 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В поданной в суд первой инстанции 22 сентября 2022 года кассационной жалобе, заявители ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как не соответствующих требованиям закона, и вынесении нового решения об удовлетворении их требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, а также на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены.
Как усматривается из материалов дела, Ахнин А.О, Ахнина А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу воинской части: "адрес" Кроме того, по указанному адресу также зарегистрирован их "данные изъяты" ребенок - ФИО1.
Также из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ДД.ММ.ГГГГ административными истцами в адрес ОВМ ОМВД России по Басманному району г. Москвы подано заявление с требованием зарегистрировать Ахнина А.О, Ахнину А.Ю, ФИО1 в квартире, расположенной по адресу: "адрес" на основании договора N о предоставлении жилого помещения для временного проживания (гражданско-правового договора) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу ОВМ ОМВД России по Басманному району г. Москвы N от ДД.ММ.ГГГГ оформить регистрацию по месту жительства по указанному адресу не представляется возможным, поскольку договор, представленный в адрес Отдела, является договором о предоставлении жилого помещения для временного проживания.
Также судом первой инстанции установлено, что решением Басманного районного суда г. Москвы от 24 марта 2017 года, вступившим в законную силу 16 августа 2017 года, по гражданскому делу N по иску Ахнина А.О, действующего в своих интересах и в интересах "данные изъяты" ФИО1, Ахниной А.Ю. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, установлено, что спорное жилое помещение расположенное по адресу: "адрес", имеет статус служебного, предоставлено истцу на основании договора о предоставлении для временного проживания, правовое положение Ахнина А.О. и членов его семьи по отношению к спорной квартире определяется как временное поселение (временные жильцы).
В соответствии с п. 1.1. договора N о предоставлении жилого помещения для временного проживания (гражданско-правового договора) от ДД.ММ.ГГГГ Сторона 1 ("данные изъяты") предоставила, а Сторона 2 (Ахнин А.О.) принял во временное пользование помещение, расположенное по адресу: "адрес"
При этом срок предоставления жилого помещения, в соответствии с условиями договора, носит бессрочный характер (п.1.2 договора).
Разрешая административный спор, суды исходили из того, что проживание административных истцов в названной квартире носит временный характер, в связи с чем отказ в регистрации по месту жительства закону не противоречит.
Однако судами не было учетно следующее.
Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека установлено право каждого гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с абзацем 6 статьи 3 названного закона правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенных положений Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила), который регулирует порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Разделом IV Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотрена регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства, в частности военнослужащих.
В соответствии с пунктом 23 Правил, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях; по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы или назначением на государственную должность субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 92, статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения собственник или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать гражданину (нанимателю) данное жилое помещение для временного проживания, а не пребывания в нем.
Таким образом, служебная квартира, наряду с иными жилыми помещениями и жилыми домами, также является местом жительства гражданина, в которой не исключается его регистрация по месту жительства, что прямо следует из абз.2 п.3 Правил.
Учитывая изложенное, вывод судов о том, что отказ отдела по вопросам миграции ОМВД России по Басманному району г. Москвы в регистрации административных истцов по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: "адрес" прав этих граждан не нарушает, является преждевременным.
В этой связи, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными, а потому они подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку регистрация по месту жительства сопряжена с выяснением вопроса о том, постоянно или преимущественно проживает гражданин в жилом помещении, суду при новом рассмотрении административного дела следует выяснить, является ли данная квартира местом проживания административных истцов и разрешить административное дело в соответствии требованиями процессуального закона и приведенного толкования норм материального права, с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 мая 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Басманный районный суд города Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.