Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2006 г. N А26-875/2006-210
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
рассмотрев 30.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2006 по делу N А26-875/2006-210 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия N 37" (далее - учреждение) 23 129 руб. 67 коп. пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН) по состоянию на 01.06.2005.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 1" (далее - бухгалтерия N 1) и администрация города Петрозаводска (далее - администрация).
Решением суда от 24.03.2006 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 24.03.2006. Податель жалобы считает, что учреждение несвоевременно исполняет обязанность по уплате авансовых платежей по ЕСН и пени при этом не уплачивает. Налоговый орган также указывает, что сумма пеней ранее налогоплательщиком не оспаривалась, все данные для исчисления пеней имеются, бухгалтерия N 1 ведет бухгалтерский учет учреждения, проводит акты сверок с инспекцией, данные налогового органа и учреждения по сумме недоимки и пеней не расходятся, разногласий по начислению налогов и пеней в инспекцию не представлено. Кроме того, инспекция отмечает, что требование налогового органа в части начисления пеней не было оспорено, а расчета пеней, опровергающего расчет инспекции, налогоплательщиком не представлено.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение представило в налоговый орган расчет по авансовым платежам no ECH для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за IV квартал 2004 года, согласно которому у учреждения возникла обязанность по уплате сумм налога.
В связи с неуплатой ЕСН за указанный период инспекция направила налогоплательщику требование N 9783 об уплате ЕСН и пеней по ЕСН по состоянию на 06.06.2005 в срок до 16.06.2005. Учреждение не исполнило требование, поэтому инспекция приняла решение от 23.06.2005 N 5312 о взыскании 14 374 руб. ЕСН и 23 129 руб. 67 коп. пеней по ЕСН за счет денежных средств учреждения на счетах в банках.
В связи с отсутствием у учреждения расчетных счетов инспекцией принято постановление от 13.07.2005 N 1199 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Указанные решение и постановление инспекция направила в службу судебных приставов по городу Петрозаводску для принудительного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по городу Петрозаводску от 04.07.2005 N 37-346 возбуждено исполнительное производство по взысканию с учреждения 37 503 руб. 67 коп. задолженности по налогу и пеням.
Постановлением от 31.08.2005 об окончании исполнительного производства N 37-346 судебный пристав-исполнитель окончил исполнительное производство, поскольку у налогоплательщика отсутствуют денежные средства, доходы и имущество, на которые может быть обращено взыскание.
В связи с невозможностью взыскания указанной задолженности в бесспорном порядке налоговый орган обратился с заявлением о ее взыскании в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований инспекции, указав, что требование N 9783 не соответствует положениям статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сведения, указанные в требовании, не позволяют проверить обоснованность начисления пеней по налогу ввиду отсутствия необходимых данных. Кроме того, суд установил, что пени начисляются на недоимку, возникшую еще в 2002-2003 годах, что является попыткой продлить пресекательный срок принудительного взыскания пеней.
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 6 статьи 75 НК РФ установлено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения налогоплательщиком требования. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Кроме того, в соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки; дата, с которой начисляются пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности их начисления, а досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Материалами дела подтверждается, что направленное учреждению налоговым органом требование N 9783 не соответствует положениям статьи 69 НК РФ. Содержащиеся в нем сведения не позволяют проверить обоснованность начисления пеней ввиду отсутствия необходимых данных, в том числе: даты образования недоимок, на которые начислены пени; их размера; установленных сроков их уплаты; даты погашения недоимки; периода просрочки уплаты налога, за который начислены пени; примененных ставок пеней.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что пени начисляются на недоимку, возникшую еще в 2002-2003 годах (л.д. 42).
Суд первой инстанции обоснованно указывает, что начисление пеней на недоимку по ЕСН, образовавшуюся в 2002 и 2003 годах фактически является попыткой продлить пресекательный срок принудительного взыскания пеней.
Необходимо отметить, что формальные нарушения пункта 4 статьи 69 НК РФ сами по себе не являются основанием для признания недействительным требования налогового органа, поскольку отсутствие сведений может быть восполнено в судебном заседании. Вместе с тем налоговый орган не представил суду соответствующих доказательств.
Инспекция не обосновала сумму пеней, выставленную в требовании N 9783.
Вместе с тем в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял этот акт.
Доводы жалобы о том, что сумма пеней ранее налогоплательщиком не оспаривалась, все данные для исчисления пеней имеются, бухгалтерия N 1 ведет бухгалтерский учет учреждения, проводит акты сверок с инспекцией, данные налогового органа и учреждения по сумме недоимки и пеней не расходятся, разногласий по начислению налогов и пеней в инспекцию не представлено, не освобождают инспекцию от направления требования об уплате налога, пеней по форме, соответствующей положениям налогового законодательства, и в установленные сроки.
При таких обстоятельствах жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.2006 по делу N А26-875/2006-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2006 г. N А26-875/2006-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника