Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области по доверенности Ефремкиной Екатерины Сергеевны (поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Шиловского районного суда Рязанской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 июля 2022 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению прокурора Шиловского района Рязанской области Колдаева Романа Владимировича, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Шиловского района Рязанской области обратился в инетересах неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений.
Решением Шиловского районного суда Рязанской области от 12 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 июля 2022 года, административные исковые требования к администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области удовлетворены.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области по доверенности Ефремкиной Е.С. ставит вопрос об отмене решения Шиловского районного суда Рязанской области от 12 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 июля 2022 года, с принятием по административному делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, неправильном применении судами норм материального права, регулирующих соответствующие отношения.
Участвующий в рассмотрении дела прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драев Т.К. возражал против удовлетворения кассационной жалобы административного истца и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу положений части 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами допущено не было.
Так, статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Как следует из содержания статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу п. 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, прокуратурой Шиловского района Рязанской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Шиловского муниципального района Рязанской области законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области. Проверкой установлено, что администрацией не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории следующих муниципальных образований Шиловского муниципального района Рязанской области: Аделинское сельское поселение, Борковское сельское поселение, Ерахтурское сельское поселение, Желудевское сельское поселение, Задубровское сельское поселение, Занино-Починковское сельское поселение, Аделинское сельское поселение, Ибредское сельское поселение, Инякинское сельское поселение, Мосоловское сельское поселение, Санское сельское поселение, Тимошкинское сельское поселение, Тырновское сельское поселение. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области не утверждался.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочиями по обустройству мест (площадок) накопления ТКО на территории названного населенного пункта наделен орган местного самоуправления муниципального района.
С этими выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, указав, что пунктом 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона N 131- ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2.1 Закона Рязанской области N 87-ОЗ от 5 декабря 2014 года "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения" и п. 18 статьи 15 Уставов муниципальных образований сельских поселений Шиловского муниципального района Рязанской области, к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что не предполагает возложения на органы местного самоуправления сельских поселений Рязанской области обязанностей по принятию решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их оборудованию и последующему содержанию.
При этом судом второй инстанции учтена позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, согласно которой содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении приведенных выше положений федерального и регионального законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актов, и в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о невыполнении администрацией Шиловского муниципального района Рязанской области указанных выше обязанностей в сфере оборота ТКО.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, так как не содержат указаний на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы учтены судами при разрешении административного иска, а также ставили бы под сомнение ту правовую оценку, которая была дана судами фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шиловского районного суда Рязанской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области по доверенности Ефремкиной Екатерины Сергеевны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 ноября 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.