Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеева Андрея Викторовича на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13 мая 2022 года (дело N 2а-1682/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 августа 2022 года (N 33а-5033/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Алексеева Андрея Викторовича к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав в режиме видеоконференц-связи объяснения Алексеева А.В. и его представителя по устному ходатайству Акимова А.А, поддержавших кассационную жалобу, возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Майорова А.С. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Минюста России от 30 декабря 2021 года N 1554-р Алексеев Андрей Викторович включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Считая данное распоряжение незаконным, Алексеев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене названного распоряжения и возложении обязанности исключить сведения о нём из Реестра.
Требования мотивированы тем, что основным направлением его деятельности является реализация кинопроектов и популяризация качественного видеоконтента. В кинотеатре "Родина" им проведено множество эксклюзивных кинопремьер, творческих встреч. Один из главных социально значимых культурно-просветительских проектов - киноклуб "НЕФТЬ" в 2016 году включен в ассоциацию европейских кинотеатров Europa Cinemas. В 2019 году он удостоен премии "Общественное признание" за инициативу в деле сохранения исторического прошлого - видеопроект "Ярость: Дневник ярославского восстания", является популяризатором кинематографа в Ярославской области. Наделение его статусом иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, противоречит нормам Конституции Российской Федерации и положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возлагает на него дополнительные обязанности, существенно ограничивая в профессиональной деятельности.
Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13 мая 2022 года в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 августа 2022 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Алексеева А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алексеев А.В. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, нарушение норм процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на нарушение статьи 29 Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 и 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола к Конвенции.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 октября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя, возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Исходя из смысла части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Минюста России от 30 декабря 2021 года N 1554-р, в соответствии с частями 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Алексеев А.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Данное решение согласовано с МИД России.
МИД России письмом от 29 декабря 2021 года N 13195/дип уведомил Минюст России о согласовании включение Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Уведомлением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Письмом от 30 декабря 2021 года N 11-156918/21 Минюст России сообщил Алексееву А.В. о включении его в указанный реестр, разъяснив права и обязанности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренные статьями 6 и 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", также приказами Минюста России от 24.09.2020 N 214 "Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях 3 и 7 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и N 215 "Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах".
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужила информация, поступившая 01 декабря 2021 года из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которой Алексеев А.В, при финансовой поддержке из иностранных источников, осуществляет деятельность по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе, в интересах СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.
По сведениям Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЦФО на счёт Алексеева А.А, в период с 06 августа 2020 года по 02 сентября 2021 год поступило 820 тыс. рублей от представительства Фонда Фридриха Науманна "За Свободу" (ФРГ) (N) в качестве оплаты услуг записи и монтажа видеопроектов.
23 декабря 2021 года в Минюст России от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) поступила информация о распространении Алексеевым А.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц.
Согласно представленной справки Роскомнадзора, в 2012 году Алексеев А.В. стал председателем регионального отделения в Ярославской области Всероссийской политической партии "Народный альянс" (с 08.02.2014 - Партия прогресса, с 19.05.2018 - Россия будущего, партия не зарегистрирована). Алексеев А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН N). В 2014 году Алексеев А.В. выступил в качестве соучредителя ООО "Киноклуб Нефть" (ИНН N). С 2014 года по 2020 год ООО "Киноклуб Нефть" позиционировался как площадка для проведения встреч с лидерами общественного мнения. В настоящее время ООО "Киноклуб Нефть" организовывает разовые показы авторского кино в кинотеатрах г. Ярославля. Алексеев А.В. распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- "7x7 - Горизонтальная Россия";
- интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, владелец доменного имени ООО "Рекламно-производственная компания "ХИТ-МЕДИА" (ИНН N), посещаемость около 24 тыс. человек в месяц, дата последней публикации ДД.ММ.ГГГГ;
- "ВКонтакте" - более 7 тыс.подписчиков;
- "Facebook"PacebooK" - около 6, 3 тыс.подписчиков;
- "Twitter" - около 2, 7 тыс. подписчиков;
- "YouTube" - около 1, 3 тыс.подписчиков;
- "Telegram" - менее 1 тыс.подписчиков.
Из приложения о выявленных фактах распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, усматривается, что за период с декабря 2020 года по декабрь 2021 года выявлены факты распространения ФИО1 сообщений и материалов иностранного средства массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Телеканал Настоящее Время", The Insider SIA, ООО "Телеканал Дождь", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента:
1. "Немецкая документалиста потратила целую жизнь в попытках доказать, что Лени Рифеншталь знала о преступлениях нацистов и даже участвовала в них" (ДД.ММ.ГГГГ);
2. "Дом культуры "ГЭС-2": в центре Москвы открылось пространство, созданное архитектором Центра Помпиду в Париже" (ДД.ММ.ГГГГ);
3. "В Беларуси предъявили новое обвинение россиянину Егору Дудникову, ему грозит до 12 лет колонии. Дудников озвучивал ролики для оппозиции" (ДД.ММ.ГГГГ);
4. "Книги Оруэлла стали одними из самых издаваемых в России" (ДД.ММ.ГГГГ);
5. "Жизнь - это творчество в пустоте". Вышел новый альбом ДДТ - очень социальный и пандемический" (ДД.ММ.ГГГГ);
6. "В США создали таблетки от коронавируса. Как они работают, и что о них известно" (ДД.ММ.ГГГГ);
7. "Президент клуба "Локомотив" сделал все, чтобы нам воспрепятствовать": режиссер Алеников о фильме "Небесная команда" к 10-летию гибели ярославских хоккеистов" (ДД.ММ.ГГГГ);
8. "Фирма по продаже овечьей шерсти подала заявку на товарный знак "Умное голосование". Такой же, как у Навального" (ДД.ММ.ГГГГ);
9. "Дело" ФИО10 Германа: фильм как акция протеста О профессоре под домашним арестом. Первый открыто политический фильм из России за долгие годы" (ДД.ММ.ГГГГ);
10. "В школах появятся воспитатели для обсуждения политики и митингов" (ДД.ММ.ГГГГ).
Из акта осмотра интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником отделения Центра по противодействию экстремизму УМВД России по "адрес", следует, что проведен осмотр интернет - страниц, с фиксацией открытых интернет-страниц, сфотографированных программными средствами операционной системы, со следующими названиями: ФИО1 (Facebook), Проект НЕФТЬ/Ярославль (TimePad.ru), Проект НЕФТЬ/Ярославль, ФИО1, Проект НЕФТЬ (@Kinoneft), фото и видео в Instagram, проект НЕФТЬ (@Kinoneft) (Твиттер), Чепыжи-Telegram.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О средствах массовой информации", приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента", и установив факты осуществления ФИО1 при финансовой поддержке из иностранных источников деятельности по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе, в интересах СМИ выполняющих функции иностранных агентов, пришёл к выводу о том, что оспариваемое распоряжение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, принято в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия решения, без нарушения прав и законных интересов административного истца.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О средствах массовой информации" (далее по тексту - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).
В соответствии со статьёй 6 Закона о СМИ юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно? правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям,
созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок формирования ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Порядок).
Пунктом 2 названного Порядка, частью пятой статьи 6 и частью пятой статьи 25.1 Закона о СМИ предусмотрено, что включению в реестр подлежит информация:
а) о юридическом лице, зарегистрированном в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическом лице, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных: ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников;
б) физическом лице или российском юридическом лице, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации, Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено также, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации, В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учетом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ, решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.", возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Оснований полагать, что вышеприведенные нормы права применены судами неверно, не имеется.
Принимая во внимание установленные факты осуществления Алексеевым А.В. при финансовой поддержке из иностранных источников деятельности по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе, в интересах СМИ выполняющих функции иностранных агентов, а также факт иностранного финансирования, у Минюста России имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 30 декабря 2021 года N 1554-р о включении административного истца в Реестр.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судов, не могут быть признаны обоснованными, так как сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права, и нарушение норм материального и процессуального права не подтверждают.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами обеих инстанций не допущено.
Таким образом, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в кассационном порядке отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.