Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Киржачского района Владимирской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 июля 2022 года, вынесенное по административному делу N по административному иску прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, администрации Киржачского района Владимирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, объяснения представителей администрации Киржачского района Апанасюка В.С, Сухаревой А.А, прокуратуры Блошенковой А.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Киржачского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, уточнив который просил обязать администрацию муниципального образования Першинское сельское поселение Киржачского района Владимирской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.3684-21, путем обустройства подъездного пути, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; признать незаконным бездействие администрации Киржачского района, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории д.Грибаново.
В обоснование административного иска указано на то, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района на территории МО Першинское выявлено несоответствие размещенной контейнерной площадки накопления ТКО требованиям законодательства.
Решением Киржачского районного суда Владимирской области от 23 марта 2022 года требования прокурора удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности связанной с накоплением (в том числе раздельным накоплением) ТКО. На указанную администрацию возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение и обустройство места накопления ТКО в "адрес" в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области, надлежащему содержанию на ней объектов, утвержденными решением Совета народных депутатов МО Першинское от 26.07.2017 г. N8/21.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 июля 2022 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований. Судебной коллегией постановлено признать незаконным бездействие администрации Киржачского района Владимирской области по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в "адрес" в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО и требованиями СанПин 2.1.3684-21; обязать администрацию района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу непосредственно оборудовать места (площадки) накопления ТКО в "адрес" в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления ТКО и требованиями СанПин 2.1.3684-21. В удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования Першинское Киржачского района Владимирской области отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 октября 2022 года, представитель администрации ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как не соответствующего требованиям закона, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд апелляционной инстанции, установив, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с ТКО и норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории "адрес" "адрес" не оборудованы места (площадки) накопления ТКО, признал незаконным бездействие административного ответчика, возложив на администрацию района обязанность обустроить места (площадки) накопления ТКО.
При этом областным судом проанализированы в частности положения статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Закона Владимирской области N 121-ОЗ от 14 ноября 2014 г. "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения", Схема размещения мест накопления ТКО и Реестр мест накопления ТКО, утвержденные постановлением администрации района от 29.05.2019 г. N803 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 марта 2011 года, правомерно сделан вывод, что полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории названного сельского поселения наделена администрация Киржачского района Владимирской области.
В силу подпункта 4 статьи 1 Закона Владимирской области N 121-ОЗ от 14 ноября 2014 г, за сельскими поселениями Владимирской области закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
При этом, согласно другой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В пункте 3 статьи 8 того же закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
С учетом системного толкования приведенных положений действующего законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон N 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, с указанием на их обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно п. 17 ст.10 Устава МО Першинское сельское поселение к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, приведенные положения Закона Владимирской области и Устава сельского поселения закрепляют за поселением только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, в то время как Федеральный закон N 89-ФЗ содержит конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления в области обращения с ТКО и относит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО к полномочиям муниципального района.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.