Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Анина Р.А. по доверенности Богатыревой А.Ф. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 августа 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Анина Романа Александровича к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании решения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: 2а1817/2021).
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Кулаковой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Анин Р.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным с момента издания и отменить распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр), обязать исключить сведения о нем из Реестра, мотивируя требования тем, что признание его таковым возлагает дополнительные обязанности; оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов; ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов. Таковое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола 1 к Конвенции; применение к нему законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства постольку, поскольку возложение дополнительного бремени в силу только получения лицом денежных средств из иностранного источника нельзя признать разумным и законным. Принятие такого распоряжения является наклеиванием унизительного и позорного ярлыка, который не позволяет осуществлять в полной мере журналистскую деятельность. Указание журналистом пометки о своем статусе на каждом его сообщении и материале автоматически искажает их суть и содержание. Внесение административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента нарушает его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации.
Решением Замосковорецкого районного суда г. Москвы 07 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 августа 2022 года требования Анина Р.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей 20 октября 2022 года в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального права, а также несоответствия выводов нижестоящих судов установленным по делу обстоятельствам.
Представитель Министерства юстиции РФ по доверенности Кулакова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 данного Кодекса (ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частями 3, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) предусмотрено, что юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Так, из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Минюстом России принято распоряжение N о включении Анина Р.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для принятия такого решения послужила информация, поступившая ДД.ММ.ГГГГ из Генеральной прокуратуры Российской Федерации о получении Аниным Романом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р, денежных средств от иностранных источников: с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты" транзакциями на общую сумму "данные изъяты" долларов США; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" транзакциями на общую сумму "данные изъяты" долларов США; в ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" транзакцией на сумму "данные изъяты" евро.
Указанная информация также подтверждена поступившим в Минюст России письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции установлено, что на сайте интернет-издания "Важные истории" (https://istories.media/) опубликовано ряд материалов, в том числе за авторством Анина Р.А, доступные для неограниченного круга лиц.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представлена информация о том, что Анин Р.А. является российским журналистом, работает в проекте "Важные истории" (https://istories.media/).
Основной объем информации, подготовленный Аниным Р, имеется на сайтах https://istories.media/, https://www.occrp.org/.
Проанализировав вышеприведенную информацию, Минюст России ДД.ММ.ГГГГ вынес распоряжение о внесении Анина Р.А. в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, при этом установив, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка. Выводы суда основаны на совокупности представленных доказательств. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что решение Министерства юстиции РФ нарушает права административного истца, были тщательно исследованы, при этом суд пришел к выводу о соблюдении прав истца со стороны административного ответчика.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется, они направлены на переоценку установленных обстоятельств, на иное толкование норм права, и не являются основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 августа 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Анина Р.А. по доверенности Богатыревой А.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.