Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Репиной Е.В, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скугарь Светланы Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 июля 2022 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Скугарь Светланы Николаевны к администрации г. Смоленска о возложении обязанности по перераспределению земельного участка (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-239/2021).
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, объяснения представителя административного истца Скугарь С.Н. - адвоката Ефимовича А.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Скугарь С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Смоленск о возложении обязанности перераспределить земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" в границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование ссылалась на то, что является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. по вышеуказанному адресу. С северной стороны к ее участку примыкает участок свободной земли площадью "данные изъяты" кв.м, который огорожен и фактически используется административным истцом. Скугарь С.Н. обратилась в администрацию г. Смоленска с заявлением о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории, однако в последующем ей было в этом отказано по тем основаниям, что дополнительно испрашиваемый участок распложен в охранной зоне инженерных сетей линии электропередач (ЛЭП) и на нем запрещена какая-либо деятельность. Полагает, что наличие охранной зоны электросетей не предполагает полного запрета деятельности, а лишь вводит ограничения на использование соответствующего земельного участка. Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок будет ею использоваться для отдыха, какого-либо строительства она там не планирует и обязуется обеспечить беспрепятственный доступ электриков для обслуживания ЛЭП.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" возражало против удовлетворения заявленных требований.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 12 января 2022 года административное исковое заявление Скугарь С.Н. удовлетворено. На Администрацию г. Смоленска возложена обязанность произвести перераспределение земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 июля 2022 года решение Ленинского районного суда города Смоленска от 12 января 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
21 октября 2022 года в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Скугарь С.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 июля 2022 года, в которой она просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. Приводит доводы о том, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права и его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что никаких препятствий для использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием после его перераспределения не имеется. Суд первой инстанции, ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а также Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2014 года N1300, правильно пришел к выводу, что наличие на испрашиваемом земельном участке объектов электроэнергетики не является основанием отказа в перераспределении земельного участка.
Представитель административного истца Скугарь С.Н. - адвокат Ефимович А.В. в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 данного Кодекса (ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было ввиду следующих выводов.
В силу п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п.1.3 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно п.п.2, 3 ст39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Варианты возможных действий уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка определены п.8 ст.39.29 ЗК РФ, в том числе о принятии решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 данной статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка приведены в п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Из содержания подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что одной из причин для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса, подпунктом 3 которого установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 5 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации установлено, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно подп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) может быть установлена зона с особыми условиями использования территорий: охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии).
В силу п.п. "а", "б" п.9 Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N1033 "О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в пределах охранных зон без письменного согласования владельцев объектов юридическим и физическим лицам запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с пребыванием людей, не занятых выполнением работ, разрешенных в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 5, 8, 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24февраля 2009 N 160, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении, при проектном номинальном классе напряжения до 1 кВ на расстоянии 2 м, от 1 до 20 кВ - 10 метров, 110 кВ - 20 метров.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:
а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Из материалов дела следует, что Скугарь С.Н. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", разрешенное использованное: под часть жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Скугарь С.Н. обратилась в Администрацию г.Смоленска с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка в границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в перераспределении земельного участка административному истцу было отказано на основании п.9 ст.39.29 ЗК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей - воздушной линии электропередачи ВЛ-6кВ (напряжение 6000 Вольт), при этом ПАО "МРС Центра - "Смоленскэнерго" отказало в согласовании образования земельного участка в испрашиваемых границах.
Испрашиваемый земельный участок, как видно из материалов дела, расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры) и попадает в охранную зону коммуникаций ПАО "МРС Центра"- "Смоленскэнерго" - воздушной линии электропередачи ВЛ-6кВ.
Из представленной схемы расположения земельного участка видно, что большая часть перераспределяемого земельного участка находится в охранной зоне ВЛ-6 кВ, половина участка находится в охранной зоне BJI-110 кВ.
На спорном земельном участке расположены охранные зоны от воздушных линий (далее-BJI) 110кВ Заводская - Западная с отпайкой на подстанцию Центральная (ВЛ-805), реестровый номер N, которая построена и введена в эксплуатацию с 1981 году, В Л 110 кВ Северная - Чернушки с отпайкой на ПС Центральная (ВЛ-804), реестровый номер N - построена и введена в эксплуатацию с 1981 г, участок ВЛ 6кВ ТП 171-ТП 457 (оп.14-оп.5), реестровый номер N (учетный номер N)- в эксплуатации с 1959 г, отпайка ВЛ 6кВ ТП 171-ТП 457 к ТП 603 Л-610, реестровый номер N (учетный номер N) - в эксплуатации с 1959 года, а также КТП-бкВ ТП 603, реестровый номер N - в эксплуатации с 1998 года.
Ввиду наличия охранной зоны ПАО "МРС Центра"-"Смоленскэнерго" письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N отказано Скугарь С.Н. в согласовании перераспределения земельного участка с кадастровым номером N.
Как пояснила представитель ПАО "Россети Центр" в суде апелляционной инстанции использование земельного участка с установленной на нем охранной зоной электросетевого объекта приведет за невозможности свободного доступа к линии электропередач при необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Кроме того, согласно сведениям, указанным ПАО "Россети Центр" в своей апелляционной жалобе, которые подтверждаются ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, помимо охранной зоны объектов электроэнергетики расположены и другие зоны, а именно:
N - охранная зона производственно-технического комплекса газификации среднего давления, расположенного на территории Промышленного и Ленинского районов города Смоленска, состоящего из 19 газопроводов, площадью N кв. метров;
N - зона затопления территории поверхностными водами реки Днепр при уровне 1% обеспеченности во время весеннего половодья;
N - зона затопления территории поверхностными водами реки Днепр при уровне 1% обеспеченности во время весеннего половодья;
N - охранная зона территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуру) федерального значения "Культурный слой города, IX-XVII вв.";
N, N, N - водоохранная зона бассейна реки Днепр;
N, N - зона затопления территории поверхностными водами реки Днепр при уровне 3% обеспеченности во время весеннего половодья;
N, N - зона затопления территории поверхностными водами реки Днепр при уровне 5% обеспеченности во время весеннего половодья.
Таким образом, оспариваемый Скугарь С.Н. отказ в перераспределении земельного участка является мотивированным и обусловлен необходимостью обеспечения беспрепятственной и безопасной эксплуатации объекта электроэнергетики - высоковольтных линий электропередачи, представляющих собой источник повышенной опасности, в непосредственной близости которого запрещается та деятельность, о которой заявлено стороной административного истца.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку им дана надлежащая оценка всем обстоятельствам по делу, правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 июля 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Скугарь Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.