Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 октября 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 апреля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской, Смоленской областях, ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности принять меры по приведению защитного сооружения в нормативное состояние (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-33/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Ярцевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (с учетом последующих уточнений) к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, УМВД России по Смоленской области, ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по приведению защитного сооружения (убежища) с инвентарным номером N, расположенного по адресу: "адрес", в нормативное состояние, возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением защитного сооружения гражданской обороны, а именно: выполнить мероприятия по оценке технического защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
Требования мотивировал тем, что в результате проведенной проверки соблюдения исполнения учреждениями и организациями положений действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны установлено, что названное защитное сооружение находится в подвале здания ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" и является частью эксплуатируемого недвижимого имущества, правообладателем защитного сооружения является субъект Российской Федерации, защитное сооружение не готово к приему укрываемых: не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны; отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру создаваемых запасов; объемы создаваемых средств в целях гражданской обороны не накоплены: запасы материально-технических, продовольственных, медицинских средств; не имеется паспорта защитного сооружения гражданской обороны, в котором были бы указаны копии поэтажных планов и экспликаций помещений; не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных сооружений, условия для безопасного условия пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 апреля 2022 года, административный иск прокурора удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению сохранности и надлежащего содержания в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны - убежища N, инвентарный номер N, расположенного в здании ОГМ ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" по адресу: "адрес".
На администрацию муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять следующие меры в отношении защитного сооружения гражданской обороны - убежища N, инвентарный номер N, расположенного в здании ОГМ ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" по адресу: "адрес", а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Пунктами 3, 10 Порядка определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пункту 1.2 Правил их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны, их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно сведениям из ЕГРН правообладателем помещения подвала в здании ОГМ, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, по адресу: "адрес", является муниципальное образование "Ярцевский район" Смоленской области, дата государственной регистрации права 30 июня 2004 года.
Указанный объект ранее принадлежал Ярцевскому хлопчатобумажному комбинату, который эксплуатировал убежище в мирное время.
В 1993 году Ярцевский хлопчатобумажный комбинат был реорганизован в АООТ "Ярцевский текстиль", на базе которого в 1997 году было создано УМП "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", преобразованное в 2003 году в ОАО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", в 2004 году было образовано ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат".
Согласно акту приема-передачи имущества от 26 июля 2004 года защитные сооружения гражданской обороны, в том числе убежище N, в собственность ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" не передавались.
В реестре государственной собственности Смоленской области спорный объект гражданской обороны не значится, из реестра федерального имущества сведения в отношении спорного защитного сооружения исключены.
Оценив установленные обстоятельства применительно к приведенным выше положениям действующего законодательства, регулирующего настоящие правоотношения, а также положениям статьи 210 Гражданского кодекса РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку администрация муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области является собственником защитного сооружения гражданской обороны по вышеуказанному адресу, постольку на ней лежит обязанность по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию убежища, вследствие чего непринятие соответствующих мер согласно целевому назначению убежища свидетельствует о бездействии администрации района.
В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что право Российской Федерации на спорное защитное сооружение гражданской обороны возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем в силу пункта 1 статьи 6 названного Закона оно является юридически действительным, а государственная регистрация на данный объект в ЕГРН за администрацией района осуществлена неправомерно.
Указанные доводы несостоятельны и отмену состоявшихся судебных актов не влекут.
Согласно частям 2-5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений; государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, которая осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В материалах дела имеется письмо МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 11 января 2022 года N о том, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: "адрес" (в том числе спорное с реестровым номером N), по состоянию на 11 января 2022 года в реестре федерального имущества отсутствуют.
В то же время, в материалах дела содержится выписка из ЕГРН от 3 декабря 2021 года, согласно которой помещения подвала в здании ОГМ по адресу: "адрес" находятся в собственности муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, дата государственной регистрации - 30 июня 2004 года.
При этом, вопреки доводам о том, что суды не истребовали доказательства, на основании которых была произведена регистрации права собственности на объект за муниципальным образованием, в упомянутой выписке из ЕГРН имеется ссылка на основание государственной регистрации - охранное обязательство на пользование недвижимым памятником истории и культуры, выданное 11 июня 2004 года за N.
Таким образом, несмотря на наличие выписки из реестра федерального имущества от 2 марта 2018 года о том, что помещение защитного сооружения гражданской обороны вместимостью 300 человек, общей площадью 170 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", является собственностью Российской Федерации, на момент разрешения настоящего спора достоверно установлено, что собственником спорного объекта является муниципальное образование "Ярцевский район" Смоленской области.
В этой связи изложенные выше выводы судов нижестоящих инстанций представляются правильными и обоснованными.
В силу изложенного не имеют правового значения содержащиеся в жалобе утверждения о том, что суды не выяснили наличие договора на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении спорного защитного сооружения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций не допущено, нормы материального права судами применены верно.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.