Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 20 октября 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 19 октября 2022 года) кассационную жалобу Акимова И.В. на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 июля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения главы Осташковского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка и возложении обязанности вынести решение о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка в собственность (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-144/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца Акимова И.В, судебная коллегия
установила:
Акимов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения главы Осташковского городского округа от 26 ноября 2021 года N 6911-14 об отказе в предоставлении (заключении договора купли-продажи) земельного участка с кадастровым номером N, площадью 836 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: "адрес", возложении обязанности вынести решение о расторжении договора аренды земельного участка и предоставлении ему в собственность указанного земельного участка, заключить соглашение о расторжении договора аренды и заключить договор купли-продажи земельного участка.
Требования мотивировал тем, что решением Осташковского городского суда Тверской области от 11 ноября 2016 года установлен факт нахождения спорного земельного участка за пределами береговой полосы озера Селигер, при этом в ходе рассмотрения указанного дела была произведена топографическая съемка и определен многолетний урез воды.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Акимова И.В. отказано.
В кассационной жалобе Акимова И.В. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в пользовании Акимова И.В. на праве аренды имеется земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 836 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, переданный по договору аренды от 12 сентября 2017 года.
На указанном земельном участке Акимовым И.В. в 2020 году возведен жилой дом, площадью 149 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано 15 февраля 2021 года.
28 октября 2021 года Акимов И.В. обратился в администрацию Осташковского городского округа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
Письмом главы администрации Осташковского городского округа от 26 ноября 2021 года N Акимову И.В. сообщение о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на положения подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, пунктов 6, 19, 24 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ с учетом пунктов 5, 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пункта 6 статьи 6, статьи 65 Водного кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 ГрК РФ.
В обоснование указано, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах двадцатиметровой полосы водного объекта озера Селигер, в связи с чем границы земельного участка подлежат уточнению с соблюдением требований Водного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно статье 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, в том числе на основании выписки из ЕГРН от 9 марта 2022 года, что испрашиваемый земельный участок находится в береговой полосе водного объекта озера Селигер; на основании документов об установлении границ береговой линии, водоохранной и прибрежной защитной полосы озера Селигер, выданных 5 сентября 2019 года, зарегистрированы соответствующие ограничения прав на земельный участок.
Проанализировав положения приведенных выше норм и оценив относительно них установленные по делу обстоятельства, суды нижестоящих судебных инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что отказ Акимову И.В. в предоставлении земельного участка в собственность соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом позиция истца со ссылкой на решение Осташковского городского суда Тверской области от 11 ноября 2016 года о нахождении земельного участка за пределами береговой полосы опровергнута тем, что на момент вынесения указанного судебного акта в ЕГРН сведения о береговой полосе озера Селигер не содержались.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы административного истца сводятся к тому, что испрашиваемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства был сформирован на основании решения Осташковского городского суда Тверской области от 11 ноября 2016 года, имеющего преюдициальное значение, при выделении данного земельного участка было определено его нахождение за пределами береговой полосы озера Селигер.
Судебная коллегия не принимает указанные доводы в качестве оснований, влекущих отмену судебных актов.
Согласно частям 2-4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН от 9 марта 2022 года в отношении испрашиваемого земельного участка, согласно которой имеется ограничение прав на земельный участок, предусмотренный статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 5 сентября 2019 года N 141-кв об установлении границ береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Селигер Осташковского городского округа Тверской области (л.д. 95-104).
При изложенных обстоятельствах, когда достоверно подтверждается расположение спорного земельного участка в береговой полосе водного объекта озера Селигер, являющейся объектом общего пользования, и в пределах которой запрещается приватизация земельных участков, выводы судов первой и второй инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца являются обоснованными и правильными.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 22 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Акимова И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.