Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Макарова В.С. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, "данные изъяты" о признании бездействия незаконным, о понуждению к принятию мер по приведению защитного сооружения гражданской обороны (убежище) в нормативное состояние (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Территориальное управление), "данные изъяты" Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по приведению защитного сооружения (убежища) (далее - ЗС ГО) с инвентарным номером N, расположенного по адресу: "адрес", в нормативное состояние, возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением вышеуказанного ЗС ГО (убежища), а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения учреждениями и организациями, расположенными на территории района требований законодательства по использованию и содержанию объектов и имущества гражданской обороны установлено, что вышеуказанное сооружение расположено по адресу: "адрес", находится в подвале здания "данные изъяты" и является частью эксплуатируемого недвижимого имущества, правообладателем защитного сооружения является субъект РФ, защитное сооружение не готово к приему укрываемых по существующим нормативам.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области по непринятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренным законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения гражданской обороны - убежища N, инвентарный номер N, расположенного по адресу: "адрес". Суд обязал Администрацию муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением вышеуказанного ЗС ГО (убежища), а именно: выполнить мероприятия по оценке технического состояния защитного сооружения; подготовить к приему укрываемых лиц в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583; ограничить доступ посторонних лиц в защитное сооружение.
28 октября 2022 года в адрес Второго кассационного суда общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. Податель кассационной жалобы считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм процессуального и материального права, являются необоснованными. Судом не была дана надлежащая оценка доводам, которые были приведены административным ответчиком в ходе рассмотрения данного административного дела, а именно: суды первой и апелляционной инстанций не выяснили, передано ли защитное сооружение органу местного самоуправления. Полагает, что в силу закона объект гражданской обороны является федеральной собственностью и бремя его содержания не может быть возложено на орган местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 данного Кодекса (ч. 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Так, согласно статьям 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Статьей 7 Закона N 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.На основании приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 названного постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Как следует из материалов дела прокурором проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища N), инвентарный номер N, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, из которого следует, что по адресу: "адрес" (инвентарный номер N) расположено защитное сооружение, которое не готово к приему укрываемых. Выявлены ряд нарушений Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ гражданской обороне", Положения о гражданской обороне; Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Наличие данных нарушений сторонами не оспаривалось.
По сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем помещения подвала в здании "данные изъяты", в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ года является муниципальное образование " "данные изъяты" Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ
Из паспорта убежища, его инвентаризационной карточки следует, что организацией, эксплуатирующей убежище, является "данные изъяты"", дата ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ год.
Указанный объект ранее принадлежал "данные изъяты" который эксплуатировал убежище в мирное время.
В ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" был реорганизован в "данные изъяты"", на базе которого в ДД.ММ.ГГГГ г. было создано "данные изъяты", преобразованное в ДД.ММ.ГГГГ г. в "данные изъяты"", в ДД.ММ.ГГГГ г. образовано "данные изъяты"".
Как следует из материалов дела защитные сооружения гражданской обороны, в том числе, убежище N, в собственность "данные изъяты"" не передавались.
В реестре Государственной собственности Смоленской области спорный объект гражданской обороны не значится, из реестра федерального имущества сведения в отношении защитного сооружения гражданской обороны убежища исключены.
Учитывая вышеприведенные нормы права, факт нахождения рассматриваемого объекта гражданской обороны в собственности муниципального образования "данные изъяты", суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что именно на администрации муниципального образования "данные изъяты", как собственнике данного объекта, лежит обязанность по его содержанию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой и апелляционной инстанций не установили когда и на каком основании спорный объект выбыл из фактического владения Российской Федерации, не состоятельны, поскольку опровергаются вышеперечисленными доказательствами.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Российская Федерация является собственником объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона от 2208.2004 г. N 122-ФЗ, направлены на иное толкование норм материального права, иную оценку выводов суда, что не может служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Позиция судов основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу Главы муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области Макарова В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.