Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 октября 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация" Калистратовой М.Е. на решение Смоленского областного суда от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО14, ФИО3 о признании недействующим в части постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года N 555 в редакции постановления от 7 октября 2019 года N 81 (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-77/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Демченкова Г.А, представителя заинтересованного лица ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация" Пахалкова А.В, заинтересованного лица Киселевой Т.В, заключение прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года N 555 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска" нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены расчетным методом, исходя из продолжительности отопительного периода семь календарных месяцев (пункт 1); в отношении многоквартирных домов и жилых домов со стенами из камня, кирпича, панелей, блоков этажности 5-7, 9-12, 14, до 1999 года постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0, 0255 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц (пункт 1.2).
Нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 20 декабря 2013 года N 12.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года N 81 в постановление N 555 внесены изменения, в соответствии с которым нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены расчетным методом (пункт 1); в отношении многоквартирных домов и жилых домов со стенами из камня, кирпича, этажности 5-7, 9-14, до 1999 года постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0, 0255 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, в отношении многоквартирных домов и жилых домов со стенами из панелей, блоков, этажности 5-7, 9-14, до 1999 года постройки включительно, установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0, 0256 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, (пункт 1.2).
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Смоленская газета" N 38 (1324) 9 октября 2019 года.
Внесение данных изменений было обусловлено исполнением вступившего в законную силу решения Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 года, которым был признан недействующим пункт 1.2 Приложения к постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года N 555 в части установления в отношении многоквартирных домов и жилых домов со стенами из камня, кирпича, панелей, блоков этажности 5-7, 9-12, 14, до 1999 года постройки включительно, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению 0, 0255 Гкал на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц
Ильина Ю.А, Демченкова Л.Г, Колосков П.В. обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) о признании недействующим с момента принятия пункта 1.2 приложения к Постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года N 555 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска" в редакции постановления от 7 октября 2019 года N 81 и возложении на Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике до принятия нормативного правового акта, которым в силу статьи 4 Жилищного кодекса РФ будет принят новый нормативный правовой акт о регулируемой цене с учетом требований, указанных в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, принять заменяющий норматив для пункта 1.2 оспариваемого постановления, который не может превышать значение норматива 0, 0230 Гкал/кв.м, а также принять частное определение и направить его в Следственное управление Следственного комитета по Смоленской области и прокуратуру Смоленской области для проведения проверки, назначения экспертизы по определению последовательности установления норматива по отоплению методом аналогов и принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Департамента по признакам преступлений, предусмотренных статьями 159, 292, 293, 303 УК РФ, которые, в том числе, в нарушение пункта 44 Правил N 306 не исребовали из ФГБУ "Центральное УГМС" необходимые данные о среднесуточной температуре наружного воздуха, что привело к необоснованному завышению норматива по отоплению увеличению платы за отопление для всех жителей города Смоленска, квартиры которых подключены к центральной системе подачи отопления, в среднем
размере около "данные изъяты"; в том числе на необходимость проверки оспариваемого нормативного правового акта на коррупционную составляющую, которая могла возникнуть при принятии оспариваемого нормативного правового акта, поскольку Департамент подгонял цифры под норматив 0, 0255 Гкал/кв.м.
Требования мотивировали тем, что проживают в квартирах, расположенных в многоквартирном жилом "адрес", до 1999 года постройки, не оборудованном приборами учета, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается исходя из оспариваемого норматива потребления, равного 0, 0255 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.
Принятый во исполнение решения Смоленского областного суда от 19 апреля 2019 года заменяющий акт вновь определилнорматив расчетным путем, оставив прежнее его значение в отношении многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, этажности 5-7, 9-14 до 1999 года постройки включительно. Ссылаясь на положения Правил N 306, истцы указывали, что Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике не был соблюден порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки, регулируемой пунктами 31 - 32.2 Правил N 306, что привело к нарушению их прав, поскольку оспариваемым актом на них возлагается необоснованная оплата за услугу отопления в два раза выше, чем платят жители домов, в которых установлен прибор учета.
Кроме этого, при применении расчетного метода Департаментом в нарушение пункта 44 Правил N 306 не получена необходимая информация о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период, что привело к необоснованному завышенному расчету норматива по отоплению.
Решением Смоленского областного суда от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, административный иск удовлетворен частично.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2 Приложения к Постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 12 декабря 2013 года N 555 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Смоленска" в редакции Постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 7 октября 2019 года N 81.
Сообщение о данном решении постановлено опубликовать в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" или на официальном Интернет-портале правовой информации" (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу Ильиной Ю.А, Демченковой Л.Г, Колоскова П.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в равных долях в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе представителя ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация" Калистратовой М.Е. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая настоящий спор и признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные расчетным способом, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в нарушение предусмотренной пунктом 22 Правил N 306 последовательности процедуры установления нормативов расчетным способом лишь при условии невозможности применения метода аналогов регулирующий орган не представил доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным;
в нарушение пунктов 9, 9.1, 31, 32, 32.2, 33 Правил N 306 не предпринял мер для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и жилого дома по каждой группе домов, что привело к неправильному определению объема выборки и неправомерному отказу от применения метода аналогов;
определение нормативов расчетным методом произведено с нарушением требований пункта 43 Правил N 306, Департаментом завышено одно из переменных значений, используемое в формулах при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением расчетного метода - средняя температура наружного воздуха в отопительный период, взятая из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Не соглашаясь с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе заинтересованного лица приводится довод о том, что с его стороны Департаменту были представлены все сведения для формирования заключения N Экспертного совета Департамента по энергетике по установлению норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для населения, проживающего в многоквартирных домах до 1999 года постройки включительно этажностью 5-7, 9-14 на территории города Смоленска.
Эти доводы на правильность состоявшихся судебных постановлений не влияют.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Судами установлено, что упомянутое заключение N Экспертного совета Департамента подготовлено исключительно на основании подбора данных по многоквартирным домам на основании сведений, полученных от филиала ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация", которым запрошенная информация в полном объеме представлена не была.
Так, в его таблицах отсутствовали сведения о технических параметрах многоквартирных домов - о материале крыш, объеме жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износе внутридомовых инженерных систем. При этом в нарушение пункта 9.1 Правил N 306 регулирующий орган не предпринял мер по истребованию недостающих сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний.
Несостоятельны также доводы жалобы об отсутствии в распоряжении регулирующего органа сведений гидрометеорологическиой службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, на запрос Департамента от 11 сентября 2019 года в адрес Смоленского ЦГМС - филиала ФГБУ "Центральное УГМС" о среднесуточной температуре воздуха за период с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2019 года в г. Смоленске последний сообщил, что данная информация является специализированной гидрометеорологической информацией и предоставляется на возмездной основе, вследствие чего ввиду отсутствия денежных средств среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период для г. Смоленска определена исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. - Сводом правил 131.13330.2012 "Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*", рассчитанных за период наблюдения 1965-2015 г.г, в размере -2градуса по Цельсию.
Вопреки доводам жалобы непредставление Смоленским ЦГМС - филиалом ФГБУ "Центральное УГМС" Департаменту на безвозмездной основе сведений о среднесуточной температуре воздуха за соответствующий период не свидетельствуют об отсутствии таких сведений.
Не влекут отмену обжалуемых судебных актов содержащиеся в жалобе утверждения о том, что суды не выяснили, нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов.
Указание административных истцов на то, что они проживают в квартирах, расположенных в многоквартирном жилом "адрес", до 1999 года постройки, не оборудованном приборами учета, что не оспаривалось участвующими в деле лицами, свидетельствует о том, что затрагиваются их права на оплату за услугу отопления, по основаниям, приведенным в иске.
Иные доводы также не влияют на правильность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, с выводами которых судебная коллегия соглашается, так как они не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, они направлены на иную оценку выводов судов первой и второй инстанций, и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не являются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, либо приведших к принятию неправильных судебных актов, судами обеих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского областного суда от 29 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ПАО "Квадра" - "Смоленская генерация" Калистратовой М.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.