Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2006 г. N А42-897/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Мунтян Л.Б., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 30.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.06 по делу N А42-897/2006 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Темп" (далее - Общество) 350 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 119 и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением от 03.04.06 суд прекратил производство по делу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить определение от 03.04.06 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в случае пропуска установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока для принятия решения о взыскании налоговой санкции Инспекция вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с налогоплательщика.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения от 03.04.06 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки Инспекция установила, что Общество не представило в установленный законодательством срок бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за I полугодие 2005 года, а также декларации по налогу на имущество и налогу на прибыль за I полугодие 2005 года, декларацию по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2005 года.
Решением налогового органа от 17.10.05 N 3912 Общество привлечено к ответственности в виде взыскания 350 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 119 и пункта 1 статьи 126 НК РФ.
В требованиях от 21.10.05 N 95069, N 95070 и N 95071 Инспекция предложила Обществу уплатить налоговые санкции в десятидневный срок.
Поскольку налогоплательщик не уплатил штраф в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафов.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, указав на нарушение Инспекцией пункта 7 статьи 114 НК РФ, которым с 01.01.06 предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговой санкции с налогоплательщика-организации.
Кассационная коллегия не находит оснований для изменения или отмены определения от 03.04.06.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон от 04.11.05 N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.06, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Статьей 103.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ) определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Из пунктов 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.06 N 30, положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания налоговых санкций во внесудебном порядке в данном случае не подлежит применению, поскольку статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 НК РФ. Статьей 103.1 и пунктом 7 статьи 114 НК РФ предусматривается специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов).
Как видно из материалов дела, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании 350 руб. штрафов 02.02.06, то есть после вступления в действие Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ, установившего внесудебный порядок взыскания налоговой санкции, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Следовательно, суд правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются кассационной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 03.04.06 по делу N А42-897/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2006 г. N А42-897/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника