Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи ФИО6, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скопинского межрайонного прокурора, действующего в публичных интересах и в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес", администрации муниципального образования Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес", ФИО1 о признании недействительным муниципального контракта и применении последствии недействительности сделки
по кассационной жалобе администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес"
на решение Скопинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, судебная коллегия
установила:
Скопинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту публичных интересов и в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес", ФИО1 о признании недействительным муниципального контракта и применении последствии недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Скопинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" федерального проекта "Жилье" при приобретении жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.
В ходе реализации в 2020 году на территории "адрес" адресной программы "адрес" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, для переселения граждан, проживающих в "адрес", выделены бюджетные денежные средства.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года" утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по "адрес" на I квартал 2020 года в размере 41 103 руб.
Муниципальным заказчиком при реализации мероприятий в рамках программы переселения являлась администрация МО-Скопинский муниципальный район "адрес". Работниками отдела муниципального заказа администрации МО-Скопинский муниципальный район "адрес" разработана документация об электронных аукционах на приобретение 7 жилых помещений, которая подписана главой администрации МО - Скопинский муниципальный район "адрес" ФИО5 и размещена на электронной площадке в информационно- коммуникационной сети "Интернет" в апреле 2020 года. При этом в документации об электронном аукционе в отношении 5 жилых помещений предъявлены завышенные требования к объекту закупки, в частности при описании характеристик объекта необоснованно определено "введение в эксплуатацию - не ранее 2017 года", что повлекло необоснованное ограничение конкуренции потенциальных участников закупки.
Также администрацией МО-Скопинский муниципальный район "адрес" необоснованно использовался иной метод при определении НМЦК. Постановлением администрации МО-Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования - Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" на 2020 год" утверждена стоимость одного квадратного метра жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с муниципальной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" - 37 678 руб.
Указанное выше постановление является незаконным, поскольку полномочий на издание указанного нормативно-правового акта органам местного самоуправления не предоставлено, расчет стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО-Побединское городское поселение Скопинского муниципального района произведен в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N/ГС, утратившим ДД.ММ.ГГГГ силу.
По результатам конкурсных процедур администрация МО - Скопинский муниципальный район "адрес" заключила 7 муниципальных контрактов, в том числе: муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: 391844, "адрес", рп. Побединка, "адрес", блок 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 62:19:1010101:1463, права на который не зарегистрированы.
Указанное жилое помещение, назначение - жилое, общая площадь 73, 3 кв. м. НМЦК определена в размере 2 441 534 руб.40 коп. без НДС.
Оплата по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N произведена администрацией МО Скопинский муниципальный район "адрес" в полном объеме на основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный муниципальный контракт заключен с нарушениями норм Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку администрация МО - Скопинский муниципальный район "адрес" на момент приобретения жилого помещения не располагала достоверными данными о рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения.
Суммы, определённые для каждого района в адресной программе "адрес" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г, утверждённой постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, являются субсидиями и не могут являться обязательными для определения НМЦК.
Приобретая жильё, необходимо определять рынок жилья, осуществлять анализ рынка с целью определения стоимости 1 кв.м. жилья в Побединском городском поселении Скопинского муниципального района.
Использование иного метода без проведения анализа рынка в "адрес" не допустимо.
Таким образом, в нарушение установленных требований, в соответствии с которыми метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, администрацией МО - Скопинский муниципальный район "адрес" не предпринято необходимых мер для установления сложившихся на территории Скопинского муниципального района рыночных цен на недвижимость при исполнении муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В результате НМЦК была сформирована из расчета предельной стоимости одного квадратного метра жилых помещений, утвержденной постановлением главы администрации МО-Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, умноженной на расчетную норму общей площади жилого помещения, - 2 441 534 руб. 40 коп. Между тем, кадастровая стоимость приобретённой спорной квартиры, - 962 502, 3 руб.
Разница между стоимостью приобретенного по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N жилому помещению составляет 1 479 032, 1 руб. (2 441 534 руб.40 коп. - 962 502, 3 руб.).
При таких обстоятельствах бюджету Российской Федерации, бюджету администрации МО - Скопинский муниципальный район "адрес" необоснованным расходованием денежных средств причинён имущественный ущерб, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов общества и государства.
Решением Скопинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, как постановленные с нарушением норм материального права, не установлением юридически значимых обстоятельств по делу, существенным нарушением прав и законных интересов заявителя.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора ФИО4, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой и апелляционной инстанций таких существенных нарушений норм права при разрешении настоящего спора не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена адресная программа "адрес" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал соответствующего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (далее - Приказ Минстроя) установлено максимальное значение планируемой стоимости приобретения (строительства) 1 кв. метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящей Программой.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года" утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по "адрес" на I квартал 2020 года в размере 41 103 руб.
В соответствии с разделом 7 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в "адрес" на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, объем финансирования выкупа жилого помещения в расчете на 1 кв.м. общей площади расселяемого жилого помещения определяется исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади расселяемого жилого помещения, но не выше стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной Приказом Минстроя.
Согласно заключенным между Министерством строительного комплекса "адрес" и администрацией муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" соглашений N от ДД.ММ.ГГГГ, N от 31.0-5.2019, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство строительного комплекса "адрес", являющееся главным распорядителем бюджетных средств, обязуется предоставить администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" субсидии в рамках адресной программы "адрес" по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.
Согласно заключенному между администрацией муниципального образования - Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" и администрацией МО Скопинский муниципальный район "адрес" соглашению N от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией МО Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" передана администрации МО Скопинский муниципальный район "адрес" на срок до ДД.ММ.ГГГГ часть отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в области переселения граждан из аварийного жилищного фонда, находящегося на территории поселения в соответствии с ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе: разработка и утверждение муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение реализации мероприятий, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; осуществление кассовых мероприятий, связанных с использованием средств, выделенных на реализацию программы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и т.д. (п.1.2, п.4.1).
Постановлением главы администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа МО городской округ "адрес" "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.".
Муниципальным заказчиком при реализации мероприятий в рамках программы переселения являлась администрация муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес".
Работниками отдела муниципального заказа администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" разработана и в апреле 2020 года размещена на электронной площадке в информационно- коммуникационной сети "Интернет" документация об электронных аукционах на приобретение 7 жилых помещений.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является приобретение жилого помещения, площадью не менее 64, 8 кв.м в жилых домах, в том числе многоквартирных, введенных в эксплуатацию не ранее 2017 года, для расселения аварийных многоквартирных домов муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес".
По результатам конкурсных процедур администрация муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" в лице главы администрации МО - Скопинский муниципальный район "адрес" ФИО5, действующего на основании Устава, от имени муниципального образования-Скопинский муниципальный район "адрес", заключила 7 муниципальных контрактов, в том числе муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: 391844, "адрес", р. "адрес", блок 1, на земельном участке с кадастровым номером 62:19:1010101:1463, права на который не зарегистрированы.
Согласно данному контракту, ФИО1 обязуется продать, а администрация МО Скопинский муниципальный район "адрес" приобрести в собственность указанное выше жилое помещение, назначение - жилое, общая площадь 73, 3 кв. м. Цена контракта определена по итогам электронного аукциона и составляет 2 441 534 руб. 40 коп. без НДС.
При определении начальной (максимальной) цены контракта на приобретение указанного выше жилого помещения администрацией был использован иной метод, указанный в ч.12 ст.22 Федерального закона N44-ФЗ. В обоснование выбора данного метода положено Постановление администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования - Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" на 2020 год", которым утверждена стоимость одного квадратного метра жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с муниципальной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, - 37 678 руб.
С учетом этого, стоимость спорного жилого помещения была определена в размере 2 441 534 руб. 40 коп. (64, 8 кв.м х 37678 руб.).
Оплата по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N произведена администрацией МО - Скопинский муниципальный район "адрес" в полном объеме на основании платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ N - на сумму 2 368 288 руб. 37 коп, N - на сумму 69 583 руб.73 коп, N - на сумму 3 662 руб. 30 коп.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: 391844, "адрес", рп. Побединка, "адрес", блок 1, зарегистрировано в установленном порядке за МО - Скопинский муниципальный район "адрес" (запись регистрации 62:19:1010101:1462-62/062/2020-5).
В ходе рассмотрения настоящего спора ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное выше жилое помещение в соответствии с заключенным между администрацией МО Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" и администрацией МО Скопинский муниципальный район "адрес" соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ, решением Думы МО Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением администрации МО Скопинский муниципальный район "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N безвозмездно передано МО Побединское городское поселение Скопинского муниципального района "адрес" и зарегистрировано за последним (запись регистрации 62:19:1010101:1462-62/062/2020-7).
Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положением ст.ст.525, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 34, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2, 6, 8, 9, 12, 13, 18, 22, 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст.ст.166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из ничтожности заключенных сделок, нарушающих требования действующего законодательства, регулирующего вопросы заключения муниципальных контрактов, нарушения законодательства о конкуренции, публичных интересов и законных интересов третьих лиц.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, проверив доводы жалобы, не нашла в действиях суда первой инстанции нарушений процессуального и материального права и согласилась с его выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы судебной коллегией проверены, повторяют доводы апелляционной жалобы и являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного субъективного толкования и применения норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного судебная коллегия заключает, что суды первой и апелляционной инстанций возложенные на них процессуальным законодательством требования выполнили, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, нарушений норм материального и процессуального законодательства не допущено.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Скопинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.