Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Лысовой Е.В, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело способом видеоконференцсвязи по иску Чистяковой Любови Владимировны к Городской Думе городского округа Кохма Ивановской области о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Чистяковой Любови Владимировны на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июня 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К, объяснения истца Чистяковой Л.В, представителя истца адвоката Балабанова В.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Городской думы ГО Кохма Ивановской области Голубевой К.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Чистякова Л.В. обратилась в суд с иском к Городской Думе городского округа Кохма Ивановской области о признании незаконным распоряжения Председателя Городской Думы городского округа Кохма Глухарева Г.А. от 01.10.2021 года N о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование иска указывала на то, что с 07.04.2015 года замещает должность председателя контрольно-счетной комиссии городского округа Кохма Ивановской области.
Распоряжением Председателя Городской Думы городского округа Кохма Глухарева Г.А. от 01.10.2021 года N 73 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за непредставление и не опубликование материалов экспертно-аналитического мероприятия "Обследование, полноты осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственных организаций за 2018- 2020 годы", срок исполнения которого запланирован на январь-март 2021 года, и непредставление отчетов о результатах проведенных контрольных мероприятий в срок не более 14 календарных дней после окончания мероприятия.
Полагала незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей, которые она исполняет в полном соответствии с Регламентом КСК городского округа Кохма Ивановской области, им не предусмотрена её обязанность предоставлять в Городскую Думу городского округа Кохма заключения по результатам экспертно-аналитических мероприятий, публиковать указанные материалы, составлять акты проверок по результатам экспертно-аналитических мероприятий, кроме того ответственным исполнителем назначенного экспертно-аналитического мероприятия являлась Першина Н.Г, содержащиеся в оспариваемом распоряжении ссылки на требования, относящиеся к. контрольным мероприятиям, являются необоснованными, не имеют отношения к порядку осуществления экспертно-аналитических мероприятий и оформлению их результатов. Законом не установлены конкретные сроки опубликования контрольно-счетными органами результатов экспертно-аналитических мероприятий и годовых отчетов о своей деятельности. Поскольку вышеуказанное экспертно-аналитическое мероприятие проведено в текущем году, то информация о результатах его проведения подлежит включению в годовой отчет о деятельности контрольно-счетной комиссии в 2021 году, дисциплинарное взыскание наложено с нарушением установленного месячного срока, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, вызванный длительной стрессовой ситуацией с октября 2021 года по настоящее время.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Чистяковой Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Чистякова Л.В. просит отменить судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика Голубева К.И. просит оставить без изменения обжалуемые судебные постановления.
В судебное заседание кассационного суда третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца при разрешении спора судами правильно применен и истолкован материально-правовой закон, регулирующий спорные правоотношения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чистякова Л.В. на основании трудового договора N 8 от 06.04.2015 года принята на работу в КСК городского округа Кохма на должность председателя сроком на 5 лет, 06.04.2020 года трудовой договор заключен вновь на этот же срок.
Планом работы КСК городского округа Кохма на 2021 год, утвержденным распоряжением председателя КСК Чистяковой Л.В. от 08.12.2020 года, и внесенными в него изменениями, утвержденными распоряжениями от 19.03.2021 года N и от 12.05.2021 года N, запланировано проведение экспертно-аналитического мероприятия "Обследование полноты осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового; контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственных организаций за 2018 - 2020 годы" со сроком исполнения январь-март 2021 года, проведение поручено инспектору КСК городского округа Кохма Першиной Н.Г.
12.01.2021 года председателем КСК Чистяковой Л.В издано распоряжение N "О проведении экспертно-аналитического мероприятия, осуществляемого в рамках контрольной деятельности" о проведении экспертно-аналитического мероприятия "Обследование полноты осуществления главными распорядителями бюджетных; средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственных организаций за 2018 - 2020 годы", в адрес трех объектов обследования, указанных в распоряжении от 12.01.2021 года, - Администрации городского округа Кохма, Управления образования и молодежной политики Администрации городского округа Кохма, Управления информатизации и культуры Администрации городского округа Кохма 12.01.2021 года направлены уведомления о предстоящем плановом мероприятии, в качестве даты начала которого указано 19.01.2021 года, дважды 19 января и 2 февраля 2021 направлены в адрес проверяемых запросы о предоставлении в срок до 01.02.2021 и 04.02.2021 года необходимых для проверки документов.
22.03.2021 года Першина Н.Г. направила по электронной почте на имя председателя КСК Чистяковой Л.В. подготовленное заключение, которое истцом возвращено на доработку с указанием на допущенные недочеты. После устранения недостатков Першина Н.Г. повторно 02.04.2021 года направила по электронной почте в адрес Чистяковой Л.В. доработанное заключение.
Из содержания заключения, составленного по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия в окончательном виде 24.11.2021 года, следовало, что инспектором КСК городского округа Кохма Першиной Н.Г. на основании статей 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", пункта 8 Положения о КСК городского округа Кохма, в соответствии с Планом работы КСК на 2021 год, и на основании распоряжения председателя КСК от 12.01.2021 года N "О проведении экспертно-аналитического мероприятия, осуществляемого в рамках контрольной деятельности", проведено обследование полноты осуществления главными распорядителями средств бюджета городского округа Кохма внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственных организаций - Администрации городского округа Кохма, Управления информатизации и культуры Администрации городского округа Кохма, Управления образования и молодежной политики Администрации городского округа Кохма за период с 2018 по 2020 годы, указано на завершение камеральной проверки 31.03.2021.
Заключение по итогам проведенного мероприятия в на проверяемым субъектам ни ответчику не направлялось и не было опубликовано в печатных изданиях, в сети "Интернет".
С 23.07.2021 года Чистякова Л.В. находилась в отпуске, в том числе с 20.08.2021 года по 24.09.2021 года была временно нетрудоспособна в связи с заболеванием.
Для оценки действий председателя КСК городского округа Кохма по исполнению норм, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Кохма, Положением о КСК, Регламентом Городской Думы городского округа Кохма, Регламентом КСК, в соответствии с решением Городской Думы городского округа Кохма "О создании комиссии по взаимодействию Городской Думы городского округа Кохма и КСК городского округа Кохма" создана временная комиссия в составе 5 человек и утверждено Положение о ней и 04.08.2021 года N 130/1, в комиссию от ответчика поступила просьба рассмотреть вопрос о непредставлении председателем КСК актов и заключений проверочных мероприятий в адрес главных распорядителей бюджетных средств, Городской Думы городского округа Кохма и главы городского округа Кохма.
12.08.2021 года на заседании Комиссии принято решение ходатайствовать перед председателем Городской Думы городского округа Кохма о применении к председателю КСК городского округа Кохма Чистяковой Л.В. дисциплинарного взыскания.
По итогам указанного заседания и в соответствии с положениями статей 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации подготовлено письмо N 131/1 за подписью председателя Городской Думы городского округа Кохма в адрес Чистяковой Л.В. о даче пояснений и принятии конкретных мер по устранению допущенных, нарушений, которое направлено истцу по окончании периода её нетрудоспособности 28.09.2021 года.
30.09.2021 истцом даны объяснения, из содержания которых следовало, что до конца 2021 года планируется доработка представленных инспектором Першиной Н.Г. заключений и всем заинтересованным лицам будут направлены только выводы и предложения, а размещение информации о результатах обследования планируется на странице КСК городского округа Кохма на официальном сайте городского округа Кохма.
01.10.2021 ответчиком издано распоряжение N 73 о наложении на Чистякову Л.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора, с которым истец ознакомлена в трехдневный срок.
24.03.2021 распоряжением N 14 "О дисциплинарном взыскании" Чистякова Л.В. привлекалась к дисциплинарной ответственности в виде замечания за аналогичное нарушение трудовой дисциплины.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, дав им правовую оценку с применением положений статей 189, 192, 193, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения о контрольно-счетной комиссии городского округа Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма от 27 марта 2013 года N 15, Регламента КСК городского округа Кохма, исходил из того, что ответчиком представлены доказательства совершения истцом дисциплинарного проступка - невыполнение требования Положения и Председателя Городской Думы о направлении актов проверок в адрес органов, в отношении которых проведены плановые контрольные мероприятия, также порядка опубликования результатов проверки, соблюдения порядка и срока привлечения к дисциплинарной ответственности, соответствии дисциплинарного взыскания в виде выговора тяжести совершенного проступка с учетом наличия ранее наложенного дисциплинарного взыскания за аналогичное нарушение истцом должностных обязанностей.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы истца о том, что п. 2.7 Регамента КСК не предусмотрены обязанности направлять результат экспертно-аналитического, а не контрольного мероприятия субъектам проверки, поскольку ревизия деятельности объектов исследования не проводилась, указав на то, что вопреки доводам апелляционной жалобы мероприятие "Обследование полноты осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении подведомственных организаций за 2018-2020 годы" является контрольным мероприятием, на которое распространяются соответствующие требования нормативного акта о порядке и сроках проведения, при этом суд второй инстанции проанализировал и дал оценку содержанию заключения проведенной проверки и положениям пунктов 2.7, 2.7.4 Регламента КСК городского округа Кохма, согласно которым при осуществлении своих функций КСК проводит в качестве контрольного (экспертно-аналитического мероприятия) обследование, под которым понимается оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию контрольно-счетной комиссии, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения проверки (ревизии), соответственно признаны несостоятельными доводы истца о том, что не требовалось составление отчета по итогам контрольного мероприятия, направление его не позднее 18 мая 2021 года в адрес главы ГО Кохма и Председателя Городской Думы ГО Кохма и опубликование в средствах массовой информации в силу положений статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", пункта 19.1 Положения о КСК сведений о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Доводы апелляционной жалобы Чистяковой Л.В. об иной цели проведения аналитического обследования, высокой квалификации истца, имеющиеся награды и поощрения за добросовестное исполнение должностных обязанностей, не привлечении судом в качестве экспертов в сфере финансового контроля также являлись предметом исследования и оценки суда второй инстанции, указавшим на то, что оснований для привлечения экспертов в рамках дела о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания у суда не имелось, избранный вид взыскания - выговор соответствовал тяжести проступка с учетом предыдущих поощрений работника.
Отклонены судом второй инстанции также ссылки апеллянта на отсутствие обязанности предоставлять в Городскую Думу ГО Кохма результатов проведенного в 2021 году мероприятия КСК в текущем году, поскольку положениями статьи 19 Федерального закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 25 Устава городского округа Кохма, Положения о КСК и Регамента КСК на контрольно-счетную комиссию помимо обязанности по ежегодному предоставлению отчета о результатах проведенных за прошедший год контрольных и экспертно-аналитических мероприятий возложена обязанность по предоставлению в представительный орган и главе муниципального образования информации о результатах вышеуказанных мероприятий в текущем году.
Доводы о нарушении работодателем срока привлечения к дисциплинарной ответственности также признаны необоснованными, поскольку исчисление срока следует производить с момента, когда работодателю стало известно о допущенном нарушении 14.07.2021 года с учетом исключения из месячного срока периода болезни истца, пребывания в отпуске с 23.07.2021 по 24.09.2021.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований для несогласия с выводами судебных инстанций по данному делу не находит.
Доводами кассатора правильность выводов судов первой и апелляционной инстанции о том, что представленные суду доказательства достоверно подтверждают факт совершения истцом дисциплинарного проступка, явившегося основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, не опровергается.
Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам, достаточно мотивированы и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы об оспаривании фактов совершения истцом дисциплинарных проступков, о нарушении процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности в целом повторяют правовую позицию истца на стадии рассмотрения спора нижестоящими судами, получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций с подробным правовым обоснованием.
Аналогичные доводы кассатора не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку выражают несогласие с произведенной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами дела.
Вместе с тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Нарушений норм процессуального права, способных повлечь в соответствии с ч. 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных постановлений либо повлиять на иной исход спора, судами не допущено, Иные приведенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чистяковой Любови Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.