Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М.
судей: Куденко И.Е, Никулинской Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Абраменко Александра Сергеевича, Булычевой Майи Борисовны, Иванниковой Дарьи Сергеевны, Коваленко Виталия Ивановича, Мильштейна Олега Викторовича, Морозова Алексея Георгиевича, Сажена Ивана Олеговича, Ярмоша Николая Ивановича, Цигвинцева Станислава Сергеевича к ГУП "Мосгортранс", ГУП "Московский Метрополитен" о возложении обязанности устранить нарушения безопасных условий труда, демонтировать бортовое оборудование системы оперативного мониторинга функционального состояния водителей "Антисон 2, 5", компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Ярмоша Николая Ивановича, Иванниковой Дарьи Сергеевны, Мильштейна Олега Викторовича, Морозова Алексея Георгиевича, Сажена Ивана Олеговича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абраменко А.С, Булычева М.Б, фио, Коваленко В.И, Мильштейн О.В, Морозов А.Г, Сажен И.О, Ярмош Н.И, Цигвинцев С.С. (далее истцы) обратились в суд к ГУП "Мосгортранс" об обязании устранить нарушения безопасных условий труда, демонтировать бортовое оборудование системы оперативного мониторинга функционального состояния водителей "Антисон 2, 5", компенсации морального вреда, с учетом уточненного заявления, просили суд обязать ответчика ГУП адрес "Мосгортранс" устранить нарушения безопасных условий труда, демонтировать дополнительное оборудование - бортовое оборудование системы оперативного мониторинга функционального состояния водителей - "Adiktv 1.2 Антисон", провести внеплановую специальную оценку условий труда, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере сумма.
Истец Ярмош Н.И. также просил суд отменить приказы ГУП "Мосгортранс" в отношении Ярмоша Н.И. N от ДД.ММ.ГГГГ о лишении премии и N л/с от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении Ярмошу Н.И. выговора.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ дела объединены в одно производство.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ярмоша Н.И. об отмене приказов выделены в отдельное производство.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГг, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в иске отказано.
В кассационной жалобе истцы просят отменить судебные акты, ссылаясь на неполное исследование и установление юридически значимых обстоятельств, в том числе непроведение судебно-медицинской экспертизы, выражается несогласие с оценкой представленных доказательств.
В письменных возражениях ГУП "Мосгортранс", ГУП "Московский Метрополитен" просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ДД.ММ.ГГГГ был объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы Булычева М.Б, Иванникова Д.С, Коваленко В.И, Милынтейн О.В, Морозов А.Г, Сажен И.О, Ярмош Н.И, Цвигинцев С.С. являются работниками ГУП "Мосгортранс". С истцом Абраменко А.С. трудовой договор расторгнут по его собственному желанию.
В рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ГУП "Мосгортранс" (заказчик) и ООО "КСОР" (исполнитель) заключен договор N- N от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по оперативному мониторингу функционального состояния водителей для нужд филиала Служба информационных технологий и связи "ГУП "Мосгортранс".
В рамках указанного контракта на весь подвижной состав ГУП "Мосгортранс" исполнителем устанавливается оборудование - система мониторинга функционального состояния водителей "Антисон V2.5" и посредством работы диспетчерского центра исполнителя в режиме реального времени осуществляется оперативный мониторинг функционального состояния водителей и реагирование на инцидент, связанный с засыпанием водителя во время управления транспортным средством.
Согласно Техническим условиям оборудование (система мониторинга функционального состояния водителей "Антисон V2.5") предназначено для установки в автобусах, автомобилях и иных транспортных средствах и служит для мониторинга состояния водителя за рулем путем постоянного слежения за набором ориентиров на лице человека, подавая звуковой/световой сигнал в случае обнаружения признаков сна, а также отправляя информацию об этом на сервисный центр.
В качестве обоснования безопасности оборудования при заключении договора исполнителем представлены: экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес"" Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N, подтверждающее соответствие оборудования единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору; сертификаты соответствия "Антисон v 2.5" требованиям ГОСТ; декларация о соответствии ТР N "Электромагнитная совместимость технических средств"; протокол измерений энергетической экспозиции излучения, подготовленный ООО "Архилайт"; протокол испытаний ИК-светодиодов видеокамер, входящих в состав системы мониторинга состояния водителя в непрерывном режиме группы 1, подготовленный АО "ГОИ им. С.А. Вавилова".
На основании обращения истцов по вопросу негативного влияния установленного оборудования на здоровье человека прокурором административного округа г. Москвы проведена проверка и работодателю указано на незамедлительное принятие дополнительных мер по разрешению сложившейся ситуации, включая рассмотрение вопроса о проведении внеплановой специальной оценки условий труда водителей.
Согласно представленному ответчиком протоколу измерений ООО "Архилайт" от ДД.ММ.ГГГГ N видеокамера "Adkit v 1.1" системы "Антисон У-2.5" не создает никакой светобиологической опасности для человека и относится согласно ГОСТ Р МЭК 62471- 2013 "Лампы и ламповые системы. Светобиологическая безопасность" к группе ламповых систем "Без риска".
Также согласно экспертному заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от ДД.ММ.ГГГГг. N и от ДД.ММ.ГГГГг. N уровни лазерного излучения, интенсивности теплового облучения и плотности потока СВЧ-энергии от антенн приемных и приемно-передающих, размещенных в кабине водителя во время работы системы "Антисон У-2.5", соответствуют требованиям СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
Государственным оптическим институтом им. С.И. Вавилова проводились испытания ИК-светодиодов видеокамер, входящих в состав системы мониторинга состояния водителя в непрерывном режиме (протоколы N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГг, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросам: взвешенная облученность роговицы и хрусталика ультрафиолетовым излучением; взвешенная облученность роговицы и хрусталика ультрафиолетовым излучением; фотохимическая облученность сетчатки афакического глаза; невзвешенная облученность роговицы и хрусталика инфракрасным излучением; невзвешенная облученность передней камеры глаза видимым и инфракрасным излучением; взвешенная термическая облученность сетчатки видимым и инфракрасным излучением. По результатам испытаний и измерений установлено, что все параметры ИК- светодиодов системы мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" не превышают предельных значений, установленных законодательством, в том числе ГОСТу Р 56092-2014 "Приборы офтальмологические" (стандарт применим ко всем офтальмологическим проборам, направляющим оптическое излучение непосредственно в глаз или в зону около него).
По поручению Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" проведены лабораторные и инструментальные исследования, испытания, измерения уровней лазерного излучения, плотности энергии ЭМП, уровней интенсивности теплового облучения на рабочих местах водителей от имеющегося оборудования при работе системы мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" (экспертные заключения по результатам проведения лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерении N от ДД.ММ.ГГГГг. и N от ДД.ММ.ГГГГг.). Согласно полученным экспертным заключениям измеренные уровни диффузно-рассеянного лазерного излучения, уровни интенсивности теплового облучения, уровни плотности потока СВЧ-энергии от антенн приемных и приемно-передающих, размещенных в кабине водителя, во время работы системы мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" соответствуют требованиям СанПин 2. ДД.ММ.ГГГГ-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"; измеренные уровни лазерного излучения, уровни интенсивности теплового облучения, максимальные уровни плотности потока энергии и уровни энергетической экспозиции плотности потока энергии на рабочих местах водителей при работе системы мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" соответствуют действующему законодательству РФ, в том числе соответствуют требованиям СанПин 2.2.43359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
По результатам испытаний передней обзорности с места водителя на соответствие требований ГОСТ при установке системы мониторинга состояния водителя "Антисон v2.5", произведенных по запросу ООО "КСОР" ДД.ММ.ГГГГ ООО "Научно-технический центр НИИ Горэлектротранспорта", сделан вывод о соответствии нормативным СМТ ЭТ 006-04 и ГОСТ 33988-2016, что подтверждается техническим отчетом N Г0/20 от ДД.ММ.ГГГГг.
По результатам испытаний, произведенных ДД.ММ.ГГГГ Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП "НАМИ" по запросу ООО "КСОР", установлено, что установка оборудования системы оперативного мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств (ТР N; приложение 3, п. 5, что подтверждается Техническим отчетом от 05.08.2020г, утвержденного ИИАМТ ФГУП "НАМИ".
Отчетом N ООО НТЦ ЦИП ГЭТ по проведению испытаний передней обзорности с места водителя на соответствие требований ГОСТ 33988-2016 при установке системы мониторинга состояния водителя "Антисон V 2.5" на трамвайных вагонах при проверке передней обзорности на трамвайных вагонах МТТА, МТТЧ, МТТМ, МТТД (модернизация Т-3) с установленной системой мониторинга состояния водителя "Антисон V 2.5" определено соответствие параметров полей обзора нормативным требованиям СМТ ЭТ 006-04 и ГОСТ 33988-2016. Согласно заключению о соответствии трамвайного вагона 71-931М (Витязь М) нормативным требованиям определено соответствие параметров полей обзора нормативным требованиям СМТ ЭТ 006-04 и ГОСТ 33988-2016. Представленные для проведения испытаний транспортные средства КАМАЗ-6282 (код VIN: N) и НЕФ АЗ N (код V1N: N) категории М3 класса I с установленной на козырьке приборной панели видеокамерой системы мониторинга состояния водителя "Антисоп V 2.5" посредством специального кронштейна-подставки соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР N).
Согласно заключению судебной комиссионной экспертизы, проведенной ФГУП НИИР, установленное в подвижный состав (автобусы, трамваи) путем внесения изменений в конструкцию транспортных средств дополнительное оборудование в виде системы оперативного мониторинга функционального состояния водителей "Антисон" относится к типу устройств "Видеорегистратор автомобильный", в нарушение требований п. 7.3 "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N "О Правилах дорожного движения", частично ограничивает обзорность с места водителя; подтверждение соответствия требованиям по организации порядка внесения в конструкцию колесных транспортных средств (автобусов) изменений после их выпуска в обращение отсутствует.
Согласно заключению эксперта Кириллова К.А. от ДД.ММ.ГГГГг. установка оборудования не может быть отнесена к вопросу внесения изменения в конструкцию транспортного средства и не подлежит оценке соответствия требованиям безопасности в рамках процедур, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь статьями 22, 212, 217, 219, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями статей 1, 3, 4, 7, 8, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пришел к выводу о недоказанности отрицательного влияния системы "Антисон V 2.5" на здоровье истцов в условиях её эксплуатации при выполнении ими трудовых обязанностей, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом нижестоящих судов, поскольку они основаны на правильном определении юридических обстоятельств и верном применении норм материального и процессуального права.
Вышеизложенные доводы кассационной жалобы об обратном в целом направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Между тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Ярмоша Николая Ивановича, Иванниковой Дарьи Сергеевны, Мильштейна Олега Викторовича, Морозова Алексея Георгиевича, Сажена Ивана Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.