Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-936/2022 по иску Чухаревой Елены Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее также - ОПФР по Ярославской области), Государственному бюджетному учреждению социального обеспечения Ярославской области "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда" (далее также - ГБОУ СО ЯО "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда") о включении периода работы в сведения персонифицированного учета, признании решения недействительным в части, о включении периодов деятельности в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, о назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе ОПФР по Ярославской области на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чухарева Е.В. обратилась в суд с иском к ОПФР по Ярославской области о признании решения об отказе в установлении пенсии N 412315/19 от 19 декабря 2019 г. недействительным в части периодов работы, не включенных в специальный стаж Чухаревой Е.В, а именно: с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда, отпуска по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993; курсов повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000; с 31.01.2005 по 01.04.2005; включении в стаж работы Чухаревой Е.В, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, следующих периодов: с 01.03.2010 по 05.12.2019 - в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.08.1992 по 31.07.1993 - отпуска по уходу за ребенком в льготном исчислении (год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.09.2000 по 31.10.2000 - курсы повышения квалификации в льготном исчислении (год работы как 1 год и 3 месяца); с 31.01.2005 по 01.04.2005 - Туношенская участковая больница в должности терапевта в льготном исчислении (год работы как 1 год и 3 месяца), назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.12.2019, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб, по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 18 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 г, исковые требования удовлетворены частично.
Решение пенсионного органа N 412315/19 от 19 декабря 2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005 признано недействительным; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005 в льготном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца, взысканы судебные расходы в размере 10300 руб.
Исковые требования о включении в специальный стаж периодов с 01.03.2010 по 05.12.2019 - в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда, с 01.08.1992 по 31.07.1993 - отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии с 6 декабря 2019 г. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части разрешения требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца) и о назначении досрочной страховой пенсии по старости отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
При новом рассмотрении дела Чухарева Е.В. уточнила исковые требования, предъявив их к ОПФР по Ярославской области и ГБУ СО ЯО "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда", просила возложить на ГБУ СО ЯО "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда" обязанность включить период работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в сведения персонифицированного учета с кодом льготной работы, признать решение пенсионного органа от 19.12.2019 N 412315/19 об отказе в установлении пенсии недействительным в части, включить в специальный стаж периоды работы с 01.03.2010 по 05.12.2019, в том числе периоды курсов повышения квалификации с 29.03.2010 по 29.05.2010 и с 01.09.2015 по 30.10.2015, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 06.12.2019.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 сентября 2022 г, исковые требования Чухаревой Е.В. удовлетворены частично.
На ГБУ СО ЯО "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда" возложена обязанность включить в сведения персонифицированного учета на индивидуальный лицевой счет Чухаревой Е.В. период работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 с кодом льготной работы по специальному стажу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решение УПФР в г. Ярославле N 412315/19 от 19.12.2019 признано недействительным в части в объеме прав по требованиям, удовлетворяемым настоящим решением суда.
На ОПФР по Ярославской области возложена обязанность включить в кратном исчислении, из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 01.03.2010 по 05.12.2019, в том числе периоды курсов повышения квалификации с 29.03.2010 по 29.05.2010 и с 01.09.2015 по 30.10.2015, и назначить Чухаревой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на пенсию, то есть с 16.03.2022.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОПФР по Ярославской области Сиротина Ю.А. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в частности - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ об относимости и допустимости доказательств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чухарева Е.В. с 01.03.2010 принята на должность врача-терапевта ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда, с 08.11.2010 переведена на должность заведующей отделения милосердия - врач-терапевт, где работает по настоящее время.
Чухарева Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 14 апреля 1999 г, спорный период работы истца имел место после ее регистрации в качестве застрахованного лица, работодателем период работ истца отражен без указания льготного характера работы.Согласно приказу Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда от 13.06.2007 N 191-к на основании постановления администрации Ярославской области N 64 от 06.03.2007, приказа департамента труда и социальной поддержки Ярославской области N 91 от 15.03.2007 в соответствии с государственной регистрацией Устава в новой редакции Туношенский дом-интернат для престарелых и инвалидов переименован в Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда с 08.06.2007.
Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов; а разделом "Наименование должностей" врачи-специалисты всех наименований, в том числе руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в должности врача-терапевта, должности заведующей отделением "Милосердия", врача-терапевта. При этом суд исходил из того, что Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда является учреждением социального обслуживания, его функции соответствуют функциям дома-интерната, после переименования учреждения, где работала истец, условия труда, ее должностные обязанности, социальная направленность учреждения не изменились.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.03.2010 по 29.05.2010 и с 01.09.2015 по 30.10.2015, суд исходил из того, что они подлежат включению в специальный стаж истца по правилам исчисления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, проходившей в сельской местности.
Ввиду документального подтверждения факта работы по специальному стажу суд возложил на работодателя истца обязанность включить в сведения персонифицированного учета на индивидуальный лицевой счет Чухаревой Е.В. период работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 с кодом льготной работы по специальному стажу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Оценив пенсионные права истца на день рассмотрения дела, установив, что при включении заявленного по иску периода требуемый специальный стаж 30 лет у истца выработан на 16.09.2020, с учетом периода ожидания по правилам пенсионной реформы, право на досрочное назначение пенсии возникло с 16.03.2022, в связи с чем суд пришел к выводу о назначении пенсии с 16.03.2022.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав, что отсутствие в Перечне учреждений социального обслуживания пансионата для ветеранов войны и труда не может являться основанием для отказа во включении спорного периода работы истца в ГБУ СО ЯО "Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе с учетом того, что учреждение ранее имело наименование ГСУ СО ЯО "Туношенский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу лишь с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утратившего силу лишь с 01.01.2015, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии с Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.12.1978 N145, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Согласно письму Министерства труда Российской Федерации от 05.01.2003 N 30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" к специализированным учреждениям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относятся дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2007 "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым установлены виды учреждений социального обслуживания (пункт 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (пункт 4.3.22).
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 558-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2009 "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в пункте 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесен дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (пункт 4.2.1).
Приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания, к числу которых отнесены дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.
Таким образом, юридически значимым и подлежащим установлению в целях правильного разрешения спора являлось обстоятельство отнесения учреждения, в котором работает истец в спорный период с 01.03.2010 по 05.12.2019, к учреждениям социального обслуживания, предусмотренным Списком от 29.10.2002 N 781.
Как следует из Устава ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда учреждение является стационарным учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с действующим законодательством, предоставляет гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) или 5-дневном (в неделю)* круглосуточном проживании в учреждении (пункты 1.1, 3.2, 3.3).
Согласно Уставу ГСУ СО ЯО Туношенский дом-интернат 2007 г. учреждение является специализированным социально - медицинским учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании (пункт 1.6).
Согласно Уставу ГСУ СО ЯО Туношенский пансионат, 2007 г. учреждение является правопреемником ГСУ СО ЯО Туношенский дом-интернат; специализированным социально - медицинским учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании (1.7).
Согласно Уставу ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат, 2011 г. учреждение является стационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании (пункт 1.1, 3.3).
Согласно справке работодателя - ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда Чухарева Е.В. работает в Туношенском пансионате с 01.03.2010 по настоящее время на полную ставку, в период с 01.03.2010 отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись.
Поскольку Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда является учреждением социального обслуживания, при этом по специфике оказываемых услуг и кругу обслуживаемых лиц идентичен понятию дом-интернат для престарелых и инвалидов, предусмотренному Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что подтверждается положениями Уставов учреждения, судебная коллегия сочла правильным вывод суда первой инстанции о включении спорного периода с 01.03.2010 по 05.12.2019 (с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации) в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения истца.
Поскольку сведения, содержащиеся в выписке из ИЛС, опровергаются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, а предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льгот застрахованного лица в порядке и сроки, предусмотренные Законом РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возложена на работодателя, вывод суда в части возложения на работодателя обязанности включить в сведения персонифицированного учета на индивидуальный лицевой счет истца Чухаревой Е.В. период работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 с кодом льготной работы по специальному стажу в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения также признан судебной коллегией правильным.
Судебная коллегия также сочла верным вывод суда первой инстанции о необходимости назначения пенсии с 16 марта 2022 г. исходя из того, что право истца на страховую пенсию возникло в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, а не на день обращения за пенсией в пенсионный орган.
Судебная коллегия указала, что данный вывод соответствует пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.