Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной Анаит Максовны к Главному управлению Министерства Внутренних дел России по городу Москве о признании права на получение повышенной пенсии по случаю потери кормильца, взыскании невыплаченной пенсии
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Внутренних дел России по городу Москве на решение Тверского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бородина А.М. обратилась в суд с иском к ответчику Главному управлению Министерства Внутренних дел России по городу Москве (далее - ГУ МВД России по г. Москве), просила признать право на получение повышенной пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии в соответствии п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 15 июля 2019 года, взыскать с ответчика невыплаченную пенсию за 12 месяцев, предшествующих обращению, за период с 15 июля 2019 года по 30 июля 2020 года в размере 23186, 94 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года, за Бородиной А.М. признано право на получение повышенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом права на ее повышение в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 15 июля 2019 года.
С ГУ МВД России по г. Москве в пользу Бородиной А.М. взыскана невыплаченная пенсия по случаю потери кормильца за период с 15 июля 2019 года по 30 июля 2020 года в размере 23186, 94 руб.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Москве просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что право на перерасчет возникло у истца с момента вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2020 года N238-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации", то есть с 31 июля 2020 года, тогда как суды ошибочно признали право истца на перерасчет пенсии с 15 июля 2019 года.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель ГУ МВД России по Москве по доверенности Шевченко В.В. доводы кассационной жалобы поддержала.
Бородина А.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие истца.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 1 ноября 2004 года Бородина А.М. является получателем предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии по случаю потери кормильца - сына Бородина П.В, 1976 года рождения, погибшего 29 октября 2002 года при исполнении обязанностей военной службы, ветерана боевых действий на территории Северо-Кавказского региона, награжденного Орденом "Мужества" (посмертно).
15 июля 2020 года Бородина А.М. обратилась в ГУ МВД России по Москве с заявлением, в котором просила установить повышение к пенсии на 32% расчетного размера пенсии в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Данное заявление рассмотрено ГУ МВД России по Москве и Бородиной А.М. установлено повышение к пенсии по случаю потери кормильца, являвшегося ветераном боевых действий, с 31 июля 2020 года.
Не согласившись с датой, с которой ответчик произвел перерасчет размера пенсии, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 46, 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и исходил из того, что по смыслу приведенных правовых норм перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы; при обращении за перерасчетом пенсии после возникновения права на него названными нормами предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. В связи с чем, установив, что с соответствующим заявлением Бородина А.М. обратилась в пенсионный орган 15 июля 2019 года, суд пришел к выводу о том, что получаемая истцом пенсия по случаю потери кормильца с учетом повышения подлежит перерасчету за 12 месяцев, предшествующих дате обращения истца с заявлением, то есть с 15 июля 2019 года, с взысканием с ответчика в пользу истца задолженности в размере 23186, 94 руб. согласно расчету истца, не оспоренному ответчиком.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия указала, что повышение пенсии по потери кормильца, ветерана боевых действий, до 31 июля 2020 года определено законом, который действовал на дату обращения истца за назначением пенсии.
Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, вступившие в силу 31 июля 2020 года, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части 1 статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в п. п. "а - в" части 1 статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
До вступления в силу вышеуказанных изменений на период получения Бородиной А.М. пенсии по случаю потери кормильца (с 1 ноября 2004 года) в пункт "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда находит указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, анализ которых приведен в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению.
Согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы.
В силу ст. 30 этого же Закона родители указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 данного Закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном поименованным Законом.
Пунктом "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, вступившей в действие с 1 января 2008 года) предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.
Тем самым пункт "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены, в частности, получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не содержит самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 года изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 года, в связи с чем, именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
По смыслу приведенных норм закона (Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I), перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При обращении за перерасчетом размера пенсии после возникновения права на него названными нормами предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом (ответ на вопрос N 3 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции, сделан верный вывод о том, что перерасчет получаемой Бородиной А.М. пенсии необходимо произвести за 12 месяцев, предшествующих дню обращения истца с таким заявлением, то есть в данном случае с 15 июля 2019 года.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют правовую позицию стороны ответчика в нижестоящих судах, которая являлась предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получила надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, изложенную в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов не может повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку доводы кассатора основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела. Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования обоснованными и отклонили доводы апелляционной жалобы ответчика, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях. Суд кассационной инстанции с выводами нижестоящих судов соглашается.
Приведенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Внутренних дел России по городу Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.