Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2412/2021 по иску Алексеева Николая Игоревича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения, обязании включить в список, признании права на обеспечение жилым помещением
по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения города Москвы Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее также - ГБУ Центр "Содействие") на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Абрамовой И.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы третьего лица ГБУ Центр "Содействие", возражения по жалобе истца Алексеева Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев Н.И. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения, обязании включить в список, признании права на обеспечение жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году переехал в город Москву, где проживает по настоящее время, постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес". 16 декабря 2020 года обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 20 февраля 2021 года N 327-Р истцу было отказано во включении в список, поскольку город Москва не является местом его жительства.
Считая данный отказ незаконным, Алексеев Н.И. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил:
- признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 327-Р от 20 февраля 2021 года об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений;
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории города Москвы по месту жительства;
- признать за собой право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 9 декабря 2021 г. Алексееву Н.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г. решение Басманного районного суда г. Москвы от 9 декабря 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 327-Р от 20 февраля 2021 г.
На Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность включить Алексеева Н.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории города Москвы по месту жительства.
За Алексеевым Н.И. признано право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
В кассационной жалобе представитель третьего лица ГБУ Центр "Содействие" Хмелевая Т.А. просит принятое по делу апелляционное определение отменить, как незаконное.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеевой С.Е. от 11 ноября 2022 г. ГБУ Центр "Содействие" восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на указанный судебный акт.
От истца Алексеева Н.И. поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Алексеев Н.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Чебоксары Чувашской Республики, решением исполнительного комитета Ленинского района совета народных депутатов города Чебоксары Чувашской АССР от 15 октября 1986 года N 314/7 Алексеев Н.И. направлен в ГКУ "Специализированный дом ребенка "Малютка" Минздрава Чувашии, в период с 1 сентября 1994 года по 1 июня 2002 года он обучался в БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Чувашской области, с 2002 года по 2004 года обучался в городе Ядрин Чувашской Республики.
Согласно записям в копии трудовой книжке, с 1 июня 2008 года Алексеев Н.И. принят в ресторан на должность ассистента старшего официанта смены ООО "Корона" в городе Москве, 12 марта 2010 года принят в спорт-бар на должность официанта ООО "Исток" в городе Москве.
В период с 12 сентября 2017 года Алексеев Н.И. был зарегистрирован по адресу: "адрес". С 6 октября 2020 года по 2 октября 2025 года зарегистрирован по месту пребывания: "адрес".
С 14 декабря 2020 года истец Алексеев Н.И. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Алексеева Н.И. на территории Российской Федерации отсутствуют.
Из сообщения Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 1 июня 2021 года, представленного в ГБУ города Москвы Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие", следует, что в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о включении Алексеева Н.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имеется.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Алексеев Н.И. указывал на то, что обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, имеет право на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещений по причине ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите его прав, по окончании учебы он долгое время состоял на учете у психиатра и не осознавал, что имеет право на социальную поддержку в виде предоставления жилого помещения. В 2008 году он переехал в г. Москву и по настоящее время проживает и работает в г. Москве, зарегистрирован по месту жительства у друзей, иных жилых помещений не имеет.
Судом также установлено, что 18 октября 2020 года истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 20 февраля 2021 N 327-Р Алексееву Н.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, так как город Москва не является его местом жительства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на однократное обеспечение жилым помещением возникает у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в момент приобретения ими полной дееспособности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа подпадают под действие Закона города Москвы от 30.11.2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" при одновременном выполнении двух юридически значимых условий, одно из которых - город Москва должен являться их местом жительства, и одного из факультативных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 13 указанного Закона. Однако город Москва не являлся ни местом выявления и первичного устройства истца Алексеева Н.И, ни местом регистрации его рождения, ни местом нахождения организации для детей-сирот, в которых истец завершал свое пребывание, ни местом жительства лиц, у которых истец находился на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), в связи с чем не установилоснований, предусмотренных Законом города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для включения истца Алексеева Н.И. в список города Москвы для обеспечения его жилым помещением в городе Москве.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с такими выводами суда первой инстанции, усмотрев основания для отмены с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 утверждены "Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые данным Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, имеющим место жительства в городе Москве, если иное не установлено федеральным законодательством, данным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст. 13 указанного Закона города Москвы, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в городе Москве, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим место жительства в городе Москве, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, если город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на воспитании в семье (опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, даны разъяснения о том, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Установив, что местом жительства Алексеева Н.И. в настоящее время является город Москва, учитывая, что Алексеев Н.И. не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у Алексеева Н.И. имеется нереализованное право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оснований для признания Алексеева Н.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного судебная коллегия признала распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы N 327-Р от 20 февраля 2021 года незаконным и подлежащим отмене, возложив на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обязанность включить истца Алексеева Н.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории города Москвы по месту жительства, признав за истцом Алексеевым Н.И. право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судом дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не усматривается.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судом апелляционной инстанции и с его выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы Ресурсный центр по вопросам опеки и попечительства "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.