Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 сентября 2006 г. N А52-188/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 05.09.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области на решение от 17.04.06 (судья Леднева О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 30.05.06 (судьи Падучих Н.М., Разливанова Т.А., Орлов В.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-188/2006/2,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стабилс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - управление) от 17.11.05 N 58-05/39 о назначении обществу административного наказания, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.04.06, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.06, заявление удовлетворено. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество заключило с латвийской фирмой SIA "VLPS" контракт от 20.02.04 N 4 на отгрузку доски обрезной из хвойных и лиственных пород. По данному контракту 26.07.04 общество переоформило в уполномоченном банке паспорт сделки. Во исполнение условий контракта заявитель 31.10.04 отгрузил товар, в том числе по грузовой таможенной декларации N 10209070/291004/0002491.
В ходе проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям управление выявило нарушение обществом сроков представления информации в банк. Управлением 07.11.05 составлен протокол N 58-05/39 об административном правонарушении и 17.11.05 принято постановление N 58-05/39 о назначении обществу административного наказания в виде взыскания 4 000 руб. штрафа на основании части 6 статьи 15.25 КоАП.
Фактическим основанием для возбуждения административного производства послужило нарушение срока представления справки о подтверждающих документах по ГТД N 10209070/291004/0002491.
Общество не согласилось с постановлением управления и оспорило его в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) Центробанк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен Положением Банка России от 01.06.04 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение 258-П).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В целях учета валютных операций по контрактам и осуществления контроля за их проведением в соответствии с пунктами 2.2, 2.4 Положения N 258-П, а также Инструкции Центробанка Российской Федерации от 15.06.04 N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" резидент представляет в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт, в том числе вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 2.4 Положения N 258-П, а именно в срок не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц, - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Материалами дела подтверждается факт представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк с нарушением срока - 08.12.04 вместо - 15.11.04.
В силу части первой статьи 4.5 КоАП РФ постановление о привлечении лица к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части второй статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 14 и 19 постановления от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Нормативно правовым актом не определен конкретный срок представления справки, он поставлен в зависимость от срока вывоза товара, определенного контрактом.
Из контракта от 20.02.04 N 4 следует, что срок его исполнения также не определен конкретной датой, поэтому в данном случае срок представления справки зависит от срока вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Следовательно, такое нарушение относится к длящимся и срок привлечения общества к административной ответственности может быть исчислен только с момента получения банком данных сведений.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что общество должно было представить в банк справку не позднее 15.11.04, однако ошибочно указали на то, что управлением нарушен срок вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Таким образом, постановление управления от 17.11.05 N 58-05/39 о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ принято в срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Поскольку дело не рассмотрено по существу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Псковской области.
При новом рассмотрении дела суду следует установить фактические обстоятельства дела, оценить доводы и доказательства сторон и с учетом обстоятельств дела принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 30.05.06 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-188/2006/2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Псковской области.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2006 г. N А52-188/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника