Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2006 г. N А56-9522/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корпусовой О.А. и Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансрейд" Малахова Д.В. (доверенность от 05.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степовского А.И. (доверенность от 06.06.2006 N 03-16/07199),
рассмотрев 30.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансрейд" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу N А56-9522/2005 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Фокина Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансрейд" (далее - ООО "Трансрейд", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция) от 27.12.2004 N 12/26673 об отказе обществу в возмещении 55 920 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года и об обязании инспекции возместить указанную сумму налога путем зачета в счет предстоящих платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет.
Решением суда от 16.08.2005 требования ООО "Трансрейд" удовлетворены.
Определением апелляционного суда от 28.02.2006 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу, в которой общество состоит на учете в настоящее время.
Постановлением апелляционного суда от 23.05.2006 решение от 16.08.2005 отменено, обществу отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ООО "Трансрейд" просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Податель жалобы считает, что порядок распределения налоговых вычетов по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным ставкам, установленный приказом общества об учетной политике, соответствует нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Трансрейд" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу просил отказать в ее удовлетворении.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба общества рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.09.2004 ООО "Трансрейд" представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В ходе проверки налоговый орган установил, что по уточненной декларации подлежит возмещению обществу сумма налога на добавленную стоимость на 55 920 руб. больше, чем было указано и возмещено ООО "Трансрейд" по первоначальной декларации за сентябрь 2003 года.
Поскольку вместе с уточненной декларацией налогоплательщик представил тот же комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, что и при подаче первоначальной декларации, а также справку-расчет суммы НДС по подтвержденному и неподтвержденному экспорту за отчетный период, инспекция сделала вывод о том, что общество неправомерно предъявило к возмещению 55 920 руб. налога.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 27.12.2004 N 12/26673, в котором отказал ООО "Трансрейд" в возмещении 55 920 руб. налога.
Посчитав решение инспекции неправомерным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что представленными ООО "Трансрейд" документами подтверждается обоснованность предъявления к возмещению спорной суммы налога.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что установленный учетной политикой общества порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения работ (оказания услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, не предусмотрен нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде ООО "Трансрейд" выполняло стивидорные работы (погрузо-разгрузочные операции на судне) - перевалку экспортных нефтепродуктов по договору от 01.05.2003 N 001/03 с компанией "Corus Trading UK Ltd." (Великобритания).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
Таким образом, по приобретенным товарам (работам, услугам) налог на добавленную стоимость принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; налог на добавленную стоимость по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено еще одно условие в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ - представление в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, а также документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога 0 процентов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.
Правила раздельного учета сумм "входного" налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены.
Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" налога на добавленную стоимость и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Суды установили, что приказом об учетной политике ООО "Трансрейд" установило следующий порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету при осуществлении операций, облагаемых налогом по различным ставкам. Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам по товарам (работам, услугам), включая уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за налоговый период распределяется между экспортом и реализацией на территории Российской Федерации пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт и выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в общей сумме выручки от реализации (без учета налога на добавленную стоимость).
Налог на добавленную стоимость, уплаченный по товарам (работам, услугам), приходящийся на экспорт, с учетом налога на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту за предыдущий период, пересчитывается на удельный вес подтвержденного экспорта за отчетный период в объеме реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.
Доля подтвержденного экспорта определяется за отчетный месяц. В этом случае налог на добавленную стоимость, приходящийся на подтвержденный экспорт, определяется за месяц с учетом остатка на начало месяца.
Апелляционный суд установил, что судебными актами, принятыми по делу N А56-11747/04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, была уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению ООО "Трансрейд" за август 2003 года. В связи с изменением сальдо уплаченного, но не возмещенного налога на 01.09.2003, входящего в суммарный вычет, от которого рассчитывается возмещение налога в сентябре 2003 года, общество увеличило сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению за сентябрь 2003 года.
В деле имеется справка-расчет суммы налога на добавленную стоимость по подтвержденному и неподтвержденному экспорту, представленная ООО "Трансрейд" в инспекцию вместе с уточненной декларацией за сентябрь 2003 года.
Расчет долей налога на добавленную стоимость, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок Российской Федерации, произведен обществом за спорный налоговый период в соответствии с принятой им учетной политикой и порядок расчета не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в уточненной декларации за сентябрь 2003 года ООО "Трансрейд" правомерно предъявило к возмещению 55 920 руб. налога на добавленную стоимость.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату ООО "Трансрейд" из федерального бюджета государственная пошлина, уплаченная им за рассмотрение настоящего дела судами апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу N А56-9522/2005 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2005 по настоящему делу оставить в силе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трансрейд" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2006 г. N А56-9522/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника