Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2006 г. N А05-2402/2006-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В., судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 30.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2006 по делу N А05-2402/2006-3 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Сийское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Департамента финансов и Управления социальной защиты населения администрации Архангельской области, к муниципальному образованию "Пинежский район" в лице Администрации муниципального образования и Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования "Пинежский район" о взыскании 100 626 руб. 18 коп. расходов (без учета налога на добавленную стоимость), образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.11.2004 по 31.12.2004 во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 13.03.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 06.05.2006 с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу Предприятия взыскано 100 626 руб. 18 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ, действующий в защиту интересов Российской Федерации, просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд сделал незаконный вывод о том, что федеральным законодателем не разработан порядок компенсации предоставленных на основании Закона льгот по оплате коммунальных услуг; суд не учел факт нарушения Департаментом порядка распределения денежных средств, выделенных федеральным бюджетом на покрытие расходов по предоставлению льгот, предусмотренных, в том числе Законом; недостаток финансирования вызван перераспределением Департаментом финансов администрации Архангельской области федеральных субсидий; лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с ноября по декабрь 2004 года в соответствии с Законом при взимании платы за жилье и коммунальные услуги учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "Пинежский район". Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, списками инвалидов, актами сверки и другими доказательствами.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Закона к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 финансирование расходов, связанных с реализацией льгот для данной категории граждан, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение Архангельской области из федерального фонда компенсаций 313 189 тыс. руб. на реализацию Закона. Указанная денежная сумма была получена Департаментом финансов, который направил ее муниципальным образованиям. Муниципальному образованию "Пинежский район" было перечислено 1 818 тыс. руб., однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы.
Суд правильно установил, что все полученные муниципальным образованием "Пинежский район" денежные средства перечислены организациям, оказывающим коммунальные услуги, а остатка средств, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций у Архангельской области и муниципального образования "Пинежский район" не имеется. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", кассационной инстанцией не принимается. Данное обстоятельство не является основанием для возложения на казну субъекта обязанности компенсировать расходы истца за счет собственных средств, либо средств нижестоящих бюджетов.
Ссылка подателя кассационной жалобы на нецелевое использование Департаментом финансов субсидий, выразившееся в перераспределении поступивших в 2004 году денежных средств в счет погашения задолженности предыдущих периодов, всесторонне исследовалась судом и получила надлежащую оценку. Данный довод жалобы кассационный суд считает направленным на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, что в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2006 по делу N А05-2402/2006-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2006 г. N А05-2402/2006-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника