Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 августа 2006 г. N А13-1125/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
рассмотрев 29.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.05.2006 по делу N А13-1125/2006-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Государственное предприятие Вологодской области "Бабаевская ЭТС" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Тверской области, администрации Бабаевского муниципального района о взыскании 870 924 руб. 24 коп. убытков, возникших у истца в связи с предоставлением во втором полугодии 2005 года соответствующей категории граждан, проживающей в обслуживаемом им жилом фонде, скидки в размере 50% с установленной платы за жилищно-коммунальные услуги согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением суда от 04.05.2006 исковые требования Предприятия удовлетворены путем взыскания суммы иска за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемое решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что Вологодской области были выделены в полном объеме денежные средства, запланированные в федеральном бюджете на 2005 год, недостающую сумму предприятиям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, обязана компенсировать Вологодская область за счет собственных средств.
Проверив законность обжалуемого решения, кассационная инстанция считает, что оно не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Предприятие во втором полугодии 2005 года на основании законов при взимании с льготной категории граждан платы за жилищно-коммунальные услуги учитывало скидку в размере 50%. В результате этого истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Согласно статье 4 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В порядке статьи 17 названного Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантирована оплата в размере 50 % от занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В силу статьи 5 названного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры, социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных для этих целей на соответствующий год.
Суд, проанализировав статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", пункты 2, 5 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, пришел к правомерному выводу о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Доводы Минфина РФ не могут быть приняты во внимание кассационной инстанцией, поскольку им не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Вологодской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Наличия у Вологодской области остатка выделенных средств, равно как и нецелевого их использования, судом не установлено.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.05.2006 по делу N А13-1125/2006-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2006 г. N А13-1125/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника