Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2006 г. N А56-30838/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 15.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2006 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 20.04.2006 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-30838/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Алач" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 01.06.2005 N 43134 об отказе в государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и обязании Инспекции произвести государственную регистрацию соответствующих изменений в сведения о юридическом лице.
Решением от 17.01.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
По мнению подателя кассационной жалобы, решение N 43134 вынесено на законных основаниях, поскольку заявитель в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) не представил в регистрирующий орган заявление о внесении изменении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При подаче Обществом в Инспекцию заявления по форме Р14001 о внесении в Реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, заявителем не был заполнен лист "Б" к форме Р14001, что противоречит требованиям постановления Правительства Российской федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) и приказа. Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" (далее - Разъяснения).
Общество и Инспекция надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением единственного акционера Общества Александровой Елены Николаевны от 25.05.2005 прекращены полномочия генерального директора Общества Миллера Сергея Федоровича, генеральным директором Общества назначен Смирнов Алексей Юрьевич.
Общество 26.05.2005 представило в Инспекцию подписанное его генеральным директором Смирновым А.Ю заявление по форме Р14001 вх. 431234 о внесении в Реестр изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
По результатам рассмотрения данного заявления Инспекция 01.06.2005 приняла решение N 43134 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона в связи с непредставлением документов, определенных статьей 17 Закона. Из текста решения усматривается, что причиной отказа послужило то, что поданное Обществом заявление по форме Р14001 не подписано надлежащим заявителем, поскольку по сведениям, содержащимся в Реестре, Смирнов А.Ю. не является руководителем Общества.
Общество, полагая, что указанное решение принято Инспекцией без законных к тому оснований, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Возражая против заявленных требований, Инспекция указывала, что заявление Общества от 26.05.2005 подписано неуполномоченным лицом, поскольку при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно представляться заявление, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в Реестре, т.е. прежним руководителем.
Суд пришел к выводу, что заявление Общества по форме Р14001 от 26.05.2005, подписано надлежащим лицом - генеральным директором Общества Смирновым А.Ю., в связи с чем, у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации, и удовлетворил заявленные требования. Возражения Инспекции суд счел несостоятельными, поскольку руководитель исполнительного органа юридического лица приобретает соответствующие полномочия с момента его назначения на должность решением уполномоченного органа, а не с момента государственной регистрации сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Данные выводы суда являются правильными, поэтому суд обоснованно оспариваемое решение Инспекции признал недействительным.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в части обязания Инспекции произвести государственную регистрацию изменений в Реестр на основании заявления Общества от 26.05.2005 подлежат отмене ввиду следующего.
Как установлено подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона для внесения в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденная Постановлением N 439 форма Р14001 "Заявление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" содержит требование о том, что в случае внесения изменений в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, подлежат указанию сведения на листе "Б" "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица". Аналогичное требование содержит пункт 4.2 раздела 5 приложения 1 Разъяснений.
Как видно из материалов дела, при подаче Обществом в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 от 26.05.2005 заявителем не был заполнен лист "Б" к форме Р14001 (листы дела 25-29), а заполнен лист "Д", содержащий сведения о Смирнове А.Ю. как участнике Общества.
При таких обстоятельствах Инспекция в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона не вправе принимать решение о внесении в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, на основании заявления Общества от 26.05.2005, не отвечающего форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в названной части подлежат отмене, а заявление Общества в этой части - отклонению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 20.04.2006 по делу N А56-30838/2005 в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию изменений в Едином государственном реестре юридических лиц на основании заявления закрытого акционерного общества "Алач" вх. 431234 от 26.05.2005 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Алач" в указанной части отказать.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2006 г. N А56-30838/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника