Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2006 г. N А56-53290/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Старченковой В.В.,
при участии от Пулковской таможни Новицкой А.А. (доверенность от 14.08.2006) и Сучковой Н.А. (доверенность от 30.12.2005), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Сосункевича Д.С. (доверенность от 17.01.2006),
рассмотрев 15.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2006 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-53290/2005,
установил:
Пулковская таможня (далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 18.10.2005 по делу N 72-05-03/19 о привлечении Таможни к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.03.2006, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судами обеих инстанций части 1 статьи 4.5 КоАП РФ об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления Таможни отказать.
Как полагает Управление, нецелевое использование бюджетных средств является длящимся правонарушением, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае должен исчисляться со дня обнаружения правонарушения (часть вторая статьи 4.5 КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, представители Таможни возразили против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Управлением проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Таможни за 2004 год, в ходе которой выявлено нецелевое использование Таможней в 2004 г. средств федерального бюджета на общую сумму 118 236 руб., что отражено в акте от 28.09.2005.
Управлением 28.09.2005 составлен протокол об административном правонарушении N 72-05-03/19, из содержания которого следует, что Таможней допущены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 38, 163), приказа Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Порядка распределения расходов по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации", выразившиеся в следующем:
- средства федерального бюджета в сумме 38 643 руб., выделенные по главе 153 (до 13.10.2004 - 152), разделу 05 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", подразделу 07 "Таможенные органы", целевой статье 602 "Боевая подготовка и материально техническое обеспечение войск (сил)", коду экономической классификации 240120 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений", израсходованы на приобретение малоценных предметов, оприходованных на субсчет 070 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе";
- за счет средств федерального бюджета, полученных в кассу Таможни по коду 110200 "Начисления на оплату труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме 24 607 руб., по коду 110120 "Денежное довольствие военнослужащих" в сумме 52 832 руб., по коду 110130 "Выходное пособие при увольнении" в сумме 2 154 руб., произведены выплаты по коду 110110 "Оплата труда гражданских служащих" и по коду 130130 "Прочие трансферты населению" на общую сумму 79 593 руб.
Постановлением Управления от 18.10.2005 по делу N 72-05-03/19 Таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Считая, указанное постановление незаконным, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на то, что Управлением не доказан факт совершения таможенным органом административного правонарушения; решение о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 стать 4.5 КоАП РФ.
Возражая против заявленных требований, Управление указало на то, что факт совершения Таможней административного правонарушения подтвержден материалами проведенной Управлением проверки, а поскольку нецелевое использование бюджетных средств является длящимся преступлением, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае должен исчисляться со дня обнаружения правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Суд первой инстанции поддержал позицию Таможни, заявленные требования удовлетворил, возражения Управления счел несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что факт совершения Таможней административного правонарушения полностью доказан Управлением, однако согласился с выводом суда первой инстанции относительно того, что оспариваемое постановление вынесено Управлением за пределами срока привлечения к административной ответственности, в связи с чем, оставил решение без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, образует формальный состав. Оно считается оконченным в момент использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Таким образом, названное правонарушение не является длящимся. Поскольку нецелевое использование бюджетных средств Учреждением было осуществлено в период с сентября по декабрь 2004 года, суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о том, что Управление, приняв 18.10.2005 постановление о привлечении Таможни к административной ответственности, нарушило установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Управления правомерно признано судом незаконным и отменено.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006 по делу N А56-53290/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2006 г. N А56-53290/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника