Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 сентября 2006 г. N А21-1367/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" Березина Л.Р. (доверенность от 01.03.2006), Введенского В.Е. (доверенность от 01.03.2006), рассмотрев 06.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2006 по делу N А21-1367/2006 (судья Гурьева И.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Неманский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - инспекция) в возмещении излишне взысканных за 2003 год 2 066 193 руб. налога на имущество и 219 684 руб. налога на землю, а также об обязании налоговый орган осуществить возврат излишне взысканных сумм налога с начислением процентов.
Решением суда от 11.05.2006 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе возвратить излишне взысканные суммы налога на землю и налога на имущество за 2003 год. Суд обязал налоговый орган возвратить заявителю 2 066 193 руб. налога на имущество и 219 684 руб. налога на землю с начислением процентов на суммы излишне взысканных налогов в размерах 217 449 руб. и 23 154 руб. соответственно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению подателя жалобы, у него отсутствуют правовые основания для возврата спорных сумм налога, поскольку налогоплательщиком уточненные налоговые декларацию в инспекцию не подавались.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей общества и изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и по существу не оспаривается налоговым органом, инспекция провела камеральную проверку представленных обществом деклараций по налогу на имущество и налогу на землю за 2003 год. По результатам проверки налоговым органом приняты решения от 13.02.2004 N 09/99 и от 07.06.2004 N 09/666 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, решениями обществу предложено к уплате за 2003 год 2 066 193 руб. налога на имущество и 219 684 руб. налога на землю. Основанием для доначисления спорных сумм налогов послужил вывод налогового органа о неправомерном заявлении обществом налоговой льготы на основании Инвестиционного соглашения с Администрацией Калининградской области от 25.06.2003, согласно которому налогоплательщики подлежат освобождению от уплаты налога на имущество и налогу на землю в областной бюджет (сроком на 60 месяцев).
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, общество обжаловало их в арбитражный суд. Решениями арбитражного суда от 27.04.2004 и от 23.08.2004, вступившими в законную силу, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. При этом суд руководствовался положениями статьи 9 Закона Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (в редакции от 27.12.2003), согласно которой начало действия указанных льгот определено 1 число очередного налогового периода, следующего за датой заключения инвестиционного соглашения.
В порядке исполнения судебных актов, общество платежными поручениями от 29.09.2004 N 2613 и N 2611 перечислило 2 066 783 руб. налога на имущество и 219 684 руб. налога на землю.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Калининградской области от 03.02.2005 N 492 статья 9 Закона Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" изложена в следующей редакции: "...началом срока действия налоговых льгот, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона, следует считать первое число очередного отчетного периода, следующего за датой заключения инвестиционного соглашения". При этом пунктом 3 статьи 2 Закона Калининградской области от 03.02.2005 N 492 (в редакции от 24.05.2005 N 591) действию пункта 4 статьи 1 этого Закона придана обратная сила.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом положений вышеназванного Закона пришел к правильному выводу о том, что общество имеет право на заявленную льготу за 2-е полугодие 2003 года в части, зачисляемой в областной бюджет, как по налогу на имущество, так и по налогу на землю и это инспекция по существу не оспаривает.
В пункте 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указано, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подпункт 1), а также осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренных Кодексом (подпункт 5).
Согласно статье 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Судом установлено, что общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов 26.12.2005. Налоговым органом спорные суммы излишне взысканного налога в установленном порядке не возвращены. Инспекция письмом от 31.01.2006 N 2039 сообщила налогоплательщику об отказе возвратить спорные суммы налога.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и у суда кассационной инстанции основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Доводы инспекции об отсутствии правовых оснований для возврата налога, поскольку общество с заявлением о возврате налогов не подало в инспекцию уточненные налоговые декларации, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Налоговые декларации по спорным налогам в установленный законом срок с заявленной налоговой льготой представлялись налогоплательщиком в инспекцию. Судом установлено, и не оспаривается налоговым органом, что спорные суммы налога поступили в соответствующий бюджет после начала их принудительного взыскания.
Следовательно, в данном случае при возврате излишне взысканного налога в порядке статьи 79 НК РФ, как обоснованно указал суд первой инстанции, представлять вместе с заявлением о возврате налога уточненные декларации не требуется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2006 по делу N А21-1367/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2006 г. N А21-1367/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника