Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2006 г. N А26-1173/2006-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А, судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 06.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2006 по делу N А26-1173/2006-21 (судья Петров А.Б.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников N 120 "Носики-курносики" (далее - учреждение) и администрации города Петрозаводска (далее - администрация) 74 309,62 руб. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за I квартал 2005 года, в том числе 34 436,79 руб. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия N 2" (далее - централизованная бухгалтерия).
В связи с частичным погашением задолженности по налогу, инспекция уточнила требования и просила взыскать с учреждения 18 576 руб. недоимки по ЕСН за I квартал 2005 года и пени в предъявленном размере.
Определением суда от 24.04.2006 производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить определение от 24.04.2006 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в связи с отсутствием у учреждения расчетного счета и собственного имущества налоговый орган не имеет возможности взыскать обязательные платежи в бюджет в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы полагает, что в данном случае взыскание налогов и пеней возможно только в судебном порядке.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, учреждение представило в налоговый орган расчет по ЕСН за I квартал 2005 года, согласно которому к уплате в бюджет подлежало 170 552,41 руб. Поскольку налог в полном объеме в установленный срок налогоплательщик не уплатил, инспекция направила налогоплательщику требование от 07.06.2005 N 9952 об уплате в срок до 17.06.2005 170 552,41 руб. ЕСН и 34436,79 руб. пеней за его несвоевременную уплату. В связи с неисполнением указанного требования на основании статьи 46 НК РФ инспекция приняла решение от 27.06.2005 N 5420 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках.
При этом, являясь муниципальным учреждением, налогоплательщик финансируется из бюджета, не имеет расчетного счета в банке и все расчеты осуществляет через лицевой счет Централизованной бухгалтерии.
В связи с отсутствием у налогоплательщика счетов в банках для выставления инкассовых поручений инспекция приняла постановление от 22.07.2005 N 1232 о взыскании налога и пеней за счет имущества организации. Указанное постановление не исполнено в связи с отсутствием у учреждения собственного имущества.
Впоследствии учреждением задолженность была частично погашена.
В связи с невозможностью бесспорного взыскания с учреждения задолженности по ЕСН, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд прекратил производство по делу, посчитав, что налоговым законодательством не предусматривается судебное взыскание недоимок и пеней с налогоплательщика в случае соблюдения инспекцией процедуры их бесспорного взыскания.
Кассационная коллегия, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает вывод суда ошибочным.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента ( пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Следовательно, в данном случае право взыскать недоимку по налогам и сборам, а также пени может быть реализовано налоговыми органами только в судебном порядке.
Инспекция не взыскала задолженность по налогам и пеням в бесспорном порядке, поскольку у учреждения отсутствуют собственное имущество и расчетные счета в банках, а финансирование осуществляется через счет Централизованной бухгалтерии, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу, в связи с чем, определение следует отменить, а дело - направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2006 по делу N А26-1173/2006-21 отменить.
Дело направить для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2006 г. N А26-1173/2006-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника