Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В, при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес
на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы ФИО с 24.09.2001 по 25.08.2002, с 01.09.2002 по 30.11.2007, с 13.11.2014 по 24.12.2014, с 01.03.2019 по 30.03.2019.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО с 24.09.2001 по 25.08.2002, с 01.09.2002 по 30.11.2007, с 13.11.2014 по 24.12.2014, с 01.03.2019 по 30.03.2019.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес, ГУ-ОПФР по адрес и адрес об оспаривании решения, обязании включить периоды в специальный страховой стаж. В обоснование заявленных требований указала, что 24.11.2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального страхового стажа, истцу не были включены в подсчет такого стажа периоды: с 24.09.2001 по 25.08.2002, с 01.09.2002 по 30.11.2007 в должности старшей медсестры в адрес N 2240, так как учреждение не предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ИС сданы без кода льготы и ставки; с 13.11.2014 по 24.12.2014, с 01.03.2019 по 30.03.2019 - учебные отпуска, так как их включение не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Истец полагает, что действиями ответчика нарушены ее пенсионные права, в связи с чем, просила суд включить указанные периоды работы в подсчет специального стажа.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по адрес и адрес возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика - фио явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы не признала.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по адрес и адрес в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика - фио, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарноэпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В перечне, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим до 01.10.1993, в разделе II "Врачи и другие медицинские работники" были предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады, в графе должности указаны "лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24.11.2020 г. фио обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 03.04.2021 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, при этом страховой стаж истца составил 21 год 11 месяцев 14 дней.
В вышеуказанный стаж ФИО не были включены периоды: с 24.09.2001 по 25.08.2002, с 01.09.2002 по 30.11.2007 в должности старшей медсестры в адрес N 2240, так как учреждение не предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ИС сданы без кода льготы и ставки; с 13.11.2014 по 24.12.2014, с 01.03.2019 по 30.03.2019 - учебные отпуска, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
С учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия считает обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что в специальный стаж должны быть засчитаны оспариваемые ответчиком периоды нахождения истца в учебном отпуске, поскольку в спорный период за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель обязан был производить отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Как усматривается из архивной справки от 13.10.2020 N 60077/3291411-2020, в документах архивного фонда детского сада N 2240 Южного ОУО в приказах по личному составу сотрудников за 2001-2007 гг, лицевых счетах по заработной плате сотрудников за 2002-2007 гг, в документах архивного фонда Централизованной бухгалтерии Южного ОУО в лицевых счетах по заработной плате сотрудников детского сада N 2240 Южного ОУО за 2001 г. значится: фио работала в детском саду N 2240 Южного ОУО в должности старшей медсестры (1 ставка) с 24.09.2001 (приказ N 25 от 24.09.2001) по 30.11.2007 (приказ N 82 от 30.11.2007). Предоставлялся отпуск без сохранения содержания с 26.08.2002 по 31.08.2002 (приказ N 32 от 29.07.2002). Сведения о предоставлении отпусков учебных, по уходу за ребенком и других отвлечений от основной работы за данный период не имеется.
Аналогичные сведения поступили и из ГКУ "Мосархив" 03.11.2022 года, по запросу судебной коллегии, были приобщены к материалам дела в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ и исследованы.
Согласно справке от 12.20.2020 N 29, фио работала в ГКБ им. фио в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности Филиала N 2 "Родильный дом с женскими консультациями N 3, 6, 7, 12, 15, 32" с 03.12.2007 (приказ N 127 от 03.12.2007) по 23.01.2020 (приказ N 297-к от 20.01.2020).
Период работы истца в Родильном доме N Управления здравоохранения адрес с 03.12.2007 по 31.12.2014 подтверждается архивной справкой от 19.10.2020 N 60077/3, 4/3291411-2020.
При установленных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца периоды работы с 24.09.2001 по 25.08.2002, с 01.09.2002 по 30.11.2007, с 13.11.2014 по 24.12.2014, с 01.03.2019 по 30.03.2019.
В удовлетворении требований истца к ГУ - ОПФР по адрес и адрес судом отказано, в данной части решение не обжалуется и в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ проверке не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы сделаны на основании анализа совокупности установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в том числе, записей в трудовой книжке истца, архивных справок.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.